Значение сенсомоторного воспитания в коррекционно-педагогической работе с безречевыми детьми

19.11.2020

ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

Физиологической основой восприятия  речи является условно-рефлекторная деятельность межанализаторных (ассоциативных) комплексов нервных связей. Следовательно,  занятия, включающие элементы сенсорного воспитания (привлечения всех сохранных анализаторов), окажутся плодотворными. Есть группа неговорящих детей, у которых отсутствие речи, возможно, обусловлено недостаточностью представлений о целостном образе предмета. При нормальном развитии сенсомоторный, целостный образ предмета складывается на основе комплекса зрительных, слуховых, тактильных, кинетических, кинестетических, вкусовых и других ощущений. Недостаточная сформированность сенсомоторного образа предмета (явления) вызывает невозможность появления у ребенка чувственных концептов, необходимых для появления слова (понятия). Таким образом, сенсорное воспитание — основа лексической работы и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов (полисенсорный подход) способствует более успешной актуализации (появлению слова в активной речи). Знания, не подкрепленные чувственным опытом, неотчетливые и непрочные, зачастую искаженные.

Занятия в сенсорных комнатах и уголках, проведение сенсорных игр способствуют установлению эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, сенсорные игры — важный инструмент преодоления негативизма безречевого ребенка.

Большинство детей с нарушениями в развитии легче познают новое, если  применяется полисенсорный подход, т.е. в работу включаются все органы чувств ребенка. При этом недостаточно просто показать ребенку действие, он должен попробовать выполнить его самостоятельно, или вместе со взрослым: способом «рука в руке».

Сенсорные игры, как правило, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая, таким образом, эмоционально насыщенный фон логопедических занятий, преодоление негативизма. Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения. Лучше запоминается только наиболее значимая часть тематической лексики, но сенсорный опыт, приобретенный при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному формированию.

Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов: тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций; зрительное восприятие; восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые ощущения; слуховое восприятие. Сенсорное воспитание способствует формированию речевой деятельности. Приведем примеры сенсорных игр и игровых упражнений, направленных на формирование речевой деятельности.

При нажатии на ссылку файл будет скачан на ваш компьютер.

 

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ

 

 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 

  ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 

РАЗВИТИЕ ОБОНЯНИЯ, ВКУСОВЫХ, ТЕМПЕРАТУРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

 

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 

  ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 

Список использованных источников: 

  1. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий  / М.И. Лынская / Москва: ПАРАДИГМА, 2015. — 128 с.

Информацию подготовила  учитель-дефектолог 

ГУО “Брестский областной ЦКРОиР” Марковская Л.А