22 октября в мире отмечается Международный день заикающихся людей
22.10.2022Идея этого праздника родилась при поддержке Международной ассоциации заикающихся людей, основанной в 1995 году и позиционирующей себя как «рупор всех заикающихся людей на международном уровне».
Заиканием, согласно Международной классификации болезней, называется нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов и слов, а также частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающими ее ритмическое течение. Такие задержки возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата.
По статистике около 3 млн. людей по всему миру имеют подобные проблемы.
Причины возникновения заикания до сих пор точно не установлены. Существуют факты, свидетельствующие о генетической предрасположенности к заиканию. Есть факты, которые доказывают, что причина заикания находится в нарушении координации движении речевых мускулов, нарушении обратной связи с помощью слуха или недостаточном контроле речевой функции центральной нервной системой.
Зачастую заикание связано с логофобией (вербофобией) — боязнью говорить, что является следствием либо причиной заикания.
Как правило, прерывистая речь сопровождает заикающихся людей с детства. И, на самом деле, в той или иной мере заиканию был подвержен каждый из нас.
Факты о заикании:
заикание встречается чаще у мужчин, чем у женщин в соотношении 3:1;
число заболевших по разным оценкам составляет 0,5 – 10 % от всего населения;
заикающиеся не являются менее умными или глупыми, чем другие люди;
заикание невозможно приобрести, подражая заикающимся людям;
существуют столько же много подходов к лечению заикания, сколько теорий о его причинах. Способ лечения зависит от возраста пациента;
нет «100% лекарства» от заикания. Развитие заикания может быть предотвращено у дошкольников и у юных пациентов из группы риска изменением средового окружения и консультированием родителей;
заикающиеся со стажем вырабатывают у себя навыки и стратегию управления своим заиканием.
Как помочь тем, кто заикается?
При разговоре с заикающимися людьми лучше обращать внимание на то, что они говорят, а не на то, как они говорят. Не отводите взгляд в сторону, если они запнулись. Но в то же самое время не нужно на них слишком пристально смотреть. Не перебивайте и не заканчивайте предложение за них. Не нужно говорить им «говори медленнее», «расслабься», «переведи дыхание» – это не помогает. Часто это только повышает напряжение и усиливает заикание.
В общении создавайте спокойную атмосферу. Не спешите. Спешка может усугубить проблему.
Тема заикания не должна быть запретной. Если по-дружески и с улыбкой иногда упоминать о проблеме, то человек почувствует себя свободнее. Можно сказать так: «Как иногда трудно выразить нужную мысль».
Не нужно исправлять и критиковать человека. Своим вниманием, глазами, жестами, выражением лица и репликами показывайте, что вас интересует то, что он говорит. Не нужно пристально изучать его, когда он начинает заикаться, обращайте внимание на то, что он хочет сказать.
Постарайтесь говорить с человеком медленнее. Это поможет в общении, он тоже будет говорить размеренно, что поможет избежать лишних приступов заикания. Нужно проявлять терпение, чтобы выслушивать. Не нужно перебивать. Сделайте паузу, а потом отвечайте.
Принимайте человека таким, каким он есть. Это самое главное!
Мифы о заикании
Столетиями люди интересуются причинами, которые находятся в основе заикания. За последние пятьдесят лет появились достоверные данные о заикании и о заикающихся.
Миф №1: необычно, если заикание появляется у ребенка младше трех лет.
Факты: большинство детей начинает заикаться в дошкольном возрасте. Ранее считалось, что заикание возникает в период между тремя и пятью годами. Однако, последние исследования указывают на то, что у большинства заикающихся детей заикание началось между двумя и тремя годами.
Миф №2: во время начинающегося заикания у детей речевое поведение такое же, как и у большинства остальных детей.
Факт: у заикающихся детей в дошкольном возрасте наблюдаются прерывистая речь, иногда слова также произносятся с перерывами. Иногда дети повторяют первый звук (н-н-н-н-носок) или слог (но- но- носок). Другими типами неплавной речи являются паузы между словами: (я потерял свой э-э-э носок) или (я потерял... я потерял свой носок). У заикающихся детей значительно больше перерывов в речи в период начала заикания, чем у обычных детей.
Миф №3: заикание всегда развивается постепенно, с повторения первого звука или слога.
Факт: заикание – это нарушение речи, при котором нарушено плавное начало слова. Звуки или слоги в начале слова могут повторяться один раз или более. Также возможно растягивание первого звука. Также может встречаться сопутствующее поведение — судорожное подергивание головой, моргание век, непроизвольные движения руками, гримасы лица, общее мышечное напряжение может способствовать моментам неплавной речи. Традиционно считалось, что заикание развивается постепенно. Напряжение речевых мышц и ассоциированное поведение появляется несколько позже. Последние исследования свидетельствуют в пользу того, что мышечное напряжение и ассоциированное поведение могут быть частью паттерна с самого начала. У некоторых детей заикание развивается внезапно.
Миф №4: заикание — это проблема, с которой ребенок не в состоянии самостоятельно справиться. Наоборот, оно только ухудшается.
Факт: дети, которые начали заикаться в раннем возрасте и заикались на протяжении всей школьной жизни, могут заикаться как в большей, так и в меньшей степени во взрослом состоянии. Исследования показали, что трое из четырех детей заикавшихся в детстве, прекращают заикаться в юношестве. Некоторые дети прекращают заикаться в первый же год от начала заикания.
Миф №5: если среди взрослых число заикающихся мужчин в четыре раза больше женщин, то и среди детей должна существовать такая же пропорция.
Факт: в раннем возрасте число заикающихся мальчиков больше числа заикающихся девочек, но это соотношение может быть скорее 2:1, чем 4:1. Девочки начинают заикаться в более раннем возрасте, чем мальчики. Очевидно, что в возрасте, где половые различия являются более существенными, девочки чаще перестают заикаться, чем мальчики.
Миф №6: заикание передается в семьях, где традиции по воспитанию детей передаются из поколения в поколение.
Факт: существует шанс, что у ребенка разовьется заикание, если один из родителей заикается или когда-либо заикался в своей жизни. Последние исследования доказывают, что у 2/3 заикающихся детей заикался по крайней мере один из родителей. Не установлено, что в этих семьях дети воспитывались как-то по-другому, чем в обычных семьях.
Миф №7: заикающиеся люди очень тревожны, робки, подавлены. Заикание вызывается в основном эмоциональными проблемами.
Факт: это не доказано. Заикающиеся дети отрицательно относятся к беседе и испытывают страх по поводу разговора, не больше, чем не заикающиеся дети.
Миф №8: в большинстве случаев возможно установить причину заикания.
Факт: некоторые факторы могут внести существенный вклад в развитие заикания, но невозможно выявить специфическую причину возникновения заикания.
Люди, которым заикание не помешало стать великими: Исаак Ньютон, Льюис Кэрролл, Энтони Хопкинс, Уинстон Черчилль (его биографы это отрицают), Элвис Пресли, Джон Апдайк, Джулия и Эрик Робертс, Сергей Уточкин (великий русский авиатор), Роберт Рождественский, Жерар Депардье и др.
Король Великобритании, Канады, Австралии и Южной Африки Георг VI, страдал от сильного заикания. Однако он упорно занимался под руководством австралийского логопеда-самоучки Лайонела Лога и в результате почти полностью избавился от недуга. Он признал важность речевой терапии для лечения заикания ещё в начале 20-го века.
Об этом событии снят художественный фильм режиссера Тома Хулера по сценарию Дэвида Сайдлера «Король говорит».
Лечение заикания
Традиционно подходы к лечению заикания разделяются на два лагеря: «говорите плавно» и «относитесь проще к заиканию».
Лучше всего действует сочетание этих двух подходов.
С помощью первого подхода вырабатываются навыки плавной речи (простое начало, легкий контакт, связывание слов).
Второй подход помогает снизить напряжение и модифицировать свое заикание так, чтобы оно не мешало общению.
Самые интенсивные программы выработки плавности речи помогут заикающимся почувствовать себя более уверенно и говорить плавно. К сожалению, после окончания терапии заикающиеся часто прекращают занятия техниками, вырабатывающими плавную речь. И проблемы, зачастую, возвращаются. Но не стоит отчаиваться!
Подготовила информацию по материалам открытых интернет-источников
Марковская Любовь Александровна,
учитель-дефектолог
ГУО «Брестский областной центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»