23 сентября - Международный день жестовых языков

22.09.2022

Международный день жестовых языков

Историческая справка

Международный день жестовых языков отмечается в системе всемирных и международных дней языков 23 сентября, во время Международной недели глухих. Генеральная ассамблея ООН провозгласила Международным днем жестовых языков 23 сентября, потому что в этот день в 1951 году была основана Всемирная федерация глухих - международная неправительственная некоммерческая организация, которая защищает права глухих по всему миру и координирует действия национальных ассоциаций глухих.

Всемирная федерация глухих была основана 23 сентября 1951 года в Риме. В этот день собрались представители национальных организаций глухих 30 стран. Организация фокусируется на защите прав глухих по всему миру. Тесно сотрудничает с ООН и имеет консультативный статус, а также разными его подразделениями. Все 11 членов Совета организации являются глухими. Штаб-квартира находится в Финляндии, Хельсинки.

Основная задача Международного дня жестовых языков - повышать информированность о важности жестового языка для полной реализации прав человека глухих. По данным Всемирной федерации глухих, во всем мире насчитывается более 70 миллионов глухих, в совокупности использующих для общения более 300 различных языков жестов.

Вопреки распространенному заблуждению, жестовые языки практически полностью независимы от словесных. К примеру, британский и американский жестовый языки не взаипомонятны, хотя оба используются в англоязычных странах, амриканский жестовый язык - амслен - произошел от французского жестового языка, но даже с ним совпадает лишь на 43%.

Языки жестов являются настолько же богатыми и непростыми, как и звуковые языки, и постоянно развиваются. В одной стране могут параллельно использоваться несколько жестовых языков, и наоборот - в стране, где присутствуют несколько словесных языков, глухие могут пользоваться одним жестовым.

Ранний доступ к языку жестов и услугам на этом языке, в том числе качественному образованию, имеет жизненно важное значение для глухих людей. Для того чтобы напомнить об этом, и был создан Международный день жестовых языков.

Как научиться быть тактичным?

Что может помочь понимать жестовый язык и уметь излагаться на ЖЯ?

1. Знание дактильной азбуки

2. Интернет-сервисы и приложения

  • Мультиязыковые жестовые словари

    Spreadthesign видеословари и дактильные азбуки (фотографии) жестовых языков (британский, испанский, литовский, немецкий, португальский, русский, турецкий, французский, финский, чешский, шведский, японский)
    Сурдосервер дактильные азбуки жестовых языков мира (иллюстрации)
    DeafNet дактильные азбуки жестовых языков мира (иллюстрации)
    FingerSpell FlashCards дактильные азбуки американского, немецкого и швейцарского немецкого жестовых языков (фотографии, flash-карточки для изучения)

    Русский жестовый язык (РЖЯ, Russian Sign Language, RSL)

    Spreadthesign видеословарь
    Сурдосервер видеословарь
    Цифровой жест видеословарь
    Дактильная азбука программа отображения знаков дактилологической азбуки для русского, белорусского, британского и международного языков (иллюстрации). Можно вводить буквы или слова. Для корректной работы сайта нужен Internet Explorer
    Дактиль отсканированный словарь, дактильный алфавит (фотографии)
    RSL Project видеословарь (с английского/японского на РЖЯ)
    СУРДОПОРТАЛ Пополняемая интерактивная база данных, предназначенная для сурдопереводчиков, преподавателей и плохослышащих студентов, использующих жестовую речь в процессе освоения учебного материала основных и дополнительных образовательных программ в системе профессионального образования.
  • 11 Android-приложений, которые пригодятся людям с нарушениями слуха 

https://lifehacker.ru/android-prilozheniya-dlya-gluxix/ 

Приложение «Яндекс.Разговор», Deaf Pad Pro, Spread Signs, Сурдофон и т.д.

3. Обучающие курсы

  • на youtube. Например:

  • на базе Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования при БГПУ им.М.Танка https://rc.bspu.by/obuchayushchiye-kursy/

Жестовый язык как средство коммуникации (начальный уровень)

 

Преподаватель:

Русакович Ирина Кузьминична, доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий ИИО БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент.

Содержание:

  1. Жестовый язык как система коммуникации лиц с нарушением слуха.
  2. Классификация и этимология жестов.
  3. Жестовый язык как знаковая и лингвистическая система.
  4. Структура жеста.
  5. Разновидности жестовой речи.
  6. Дактилология, ее функции. Основные правила дактилирования.
  7. Жестовая лексика и коммуникация по теме «Знакомство». «Семья. Родственные отношения».
  8. Жестовая лексика и коммуникация по теме «Время. Временные отношения», «Счет. Количественные отношения».
  9. Жестовая лексика и коммуникация по теме «Общеупотребимые слова, вопросы, выражения» (разговорно-обиходная лексика).

Продолжительность: 30 учебных часов.

Обучающий курс рекомендован всем желающим.

Информация подготовлена 

заместителем директора по УВР

Пикаловой О.С.

поделиться в: