12-13 апреля 2021 г. проводился вебинар «Практика инклюзивного образования в Эстонии»
14.04.202112-13 апреля 2021 г. в рамках проекта «Инклюзивное образование для детей с инвалидностью в Республике Беларусь», реализуемого Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь (далее – ЮНИСЕФ) при поддержке Правительства Эстонской Республики, на базе ГУО «Брестский областной институт развития образования» проводился вебинар «Практика инклюзивного образования в Эстонии» (далее – вебинар).
В рамках вебинара состоялась презентация лучших практик Эстонской Республики в области инклюзивного образования, в том числе принципов общего, интегрированного и инклюзивного обучения, универсального дизайна, подготовки учителей к инклюзивному образованию, организации сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования, сотрудничества учреждения образования с семьей учащегося. Программа проведения вебинара была распределена на два дня. Первый день был представлен темой «Теоретический подход к инклюзивному образованию». Г-жа Наталья Мьялицина, которая рассказала о разнице между общим, интеграционным и инклюзивным образованием в Эстонии. Ранее она работала учителем, вела программу погружения в национальный язык, руководила учебным и методическим агентством общего и профессионального образования и мероприятиями по инклюзивному образованию. Ее цель — ежедневно делать что-то хорошее для детей.
Далее были рассмотрены темы: «Применение принципов универсального подхода к проектированию обучения (UDL) в общеобразовательных школах Эстонии» (г-н Эйнар Вяра), «Как пересмотреть дефектологию?» (г-н Яан Кёргесаар), «Инклюзивное образование в программе педагогического образования Таллиннского университета» (г-жа Тийу Таммемяэ), «Поддержка учащегося в образовательных учреждениях» (г-жа Милике Терасмаа). В программе первого дня также принимала участие Вера Валерьевна Хитрюк, директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Она рассказала об инклюзивных процессах, которые происходят в системе образования Республики Беларусь.
Второй день вебинара был посвящен практическим вопросам. Г-жа Мари Пеэтс работает учителем специального образования и является координатором образовательной поддержки Таллиннской европейской школы, преподавателем педагогики аутизма в Таллиннском университете. Также она является членом-учредителем Таллиннской ассоциации аутистов, членом Таллиннского городского совета по делам людей с ограниченными возможностями. 20 лет опыта преподавания в государственных, частных и международных школах, 10 лет опыта подготовки учителей. Родитель ребенка с расстройством аутистического спектра. Г-жа Мари Пеэтс освятила вопросы обучения учащихся с расстройством аутистического спектра в обычном классе.
Г-жа Аве Аармаа работает в Таллиннском клубе К. Пятси Вабаыхукуле. В своей магистерской диссертации на тему «Знание об инклюзивном образовании среди учителей и руководителей школ и в школьной культуре» она проанализировала 5 различных школ Эстонии для продвижения темы инклюзивного образования. У нее есть опыт работы с детьми с аутизмом, с СДВГ и поведенческими проблемами, которым она любезно поделилась с нашими.
Г-жа Наталья Мьялицина рассказала о сотрудничестве между школой и семьей и подвела итог двух дней проведенного вебинара. Участники мероприятия высоко оценили полученный опыт, представленный зарубежными коллегами.
Материалы вебинара размещены по ссылке:
https://drive.google.com/drive/folders/1Fp3a5g5fJN18r36zpgQzkKrGH9DgUDHu
Информацию подготовила
Бусько Г.И., заместитель директора по ОД
ГУО «Брестский областной центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»