«Арт-технологии в обучении и социализации детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями»

29.09.2020

29 сентября 2020 года на базе ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – ОЦКРОиР) состоялось методическое мероприятие «Арт-технологии в обучении и социализации детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями» в форме дистанционного педагогического моста, в котором приняли участие учителя-дефектологи, музыкальные работники ЦКРОиР и руководителей учреждений дополнительного образования Брестской области, заместитель председателя первичной организации г. Бреста ОО «БелАПДИиМИ», а также коллеги из ГБОУ г. Москвы «Реабилитационно-образовательный центр № 105».

Открывая мероприятие Жук Татьяна Васильевна, директор ОЦКРОиР, отметила актуальность заявленной темы не только для систем специального и дополнительного образования, но, в первую очередь, для самих детей и их родителей. В настоящее время имеющийся в Брестской области опыт применения арт-технологий в обучении и социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (далее – ТМН) является хорошей подготовкой к их дальнейшей социальной инклюзии. Кроме этого, в проекте готовящейся государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы большое значение придается реализации принципа инклюзии в образовании и охвату детей с особенностями психофизического развития различными формами дополнительного образования.

В ходе педагогического моста педагоги центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Брестской области презентовали свой опыт по заявленной теме. Так, возможности социализации детей с ТМН средствами театральной деятельности осветила Бабич Юлия Владимировна, учитель класса УО «Столинский государственный районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». В ходе просмотра представленных видеоматериалов участники смогли ознакомиться с успешно применяемыми театральными методами, приемами и техниками во время проведения учебных занятий: «Элементы грамоты и развитие речи», «Коммуникация», «Социальная адаптация», «Ориентировка в окружающем мире», на которых с детьми обыгрываются хозяйственно-бытовые, социально- культурные и жизненные ситуации.

Бойко Елена Леонидовна, воспитатель дошкольной группы ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района» поделилась опытом работы с детьми с ТМН по теме «Театральная деятельность как средство формирования представлений о художественных произведениях у детей дошкольного возраста с ТМН» и показала, как облегчить восприятие и понимание художественных произведений с детьми с ТМН через театральную деятельность, продемонстрировала видеозаписи инсценировки сказки «Репка».

Опыт эффективного применения фоновой музыки и музыкально-ритмических занятий в системе реабилитации детей с ОПФР, в том числе как средства стимуляции двигательной активности детей с ТМН, был представлен Шовкопляс Валентиной Григорьевной, воспитателем дошкольной группы УО «Малоритский районный государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» и Бондарчук Светланой Степановной, воспитателем ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Стимул» г. Бреста».

Тему арт-технологий в изобразительной деятельности детей с ТМН раскрыли Натынчук Ольга Игоревна, учитель класса ГУСО «Пружанский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» и Грицук Алёна Владимировна, педагог-психолог ГУО «Берёзовский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». В своих выступлениях они показали возможности использования различных техник рисования при индивидуальной, подгрупповой или коллективной работе.  

Козека Елена Михайловна, педагог-психолог ГУО «Берёзовский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», отметила, что песочная арт-терапия имеет мощный ресурс для коррекции нежелательного поведения детей с ТМН. В процессе создания творческого продукта в символических образах дети выражают свои  страхи, тревогу, приступы гнева. В ходе арт-терапевтического процесса у некоторых детей получается понять свои эмоции, ощутить свое "Я" и это дает возможность самовыражения, что бесценно для «особенных» детей.

Неподдельный интерес у участников педагогического моста вызвало выступление коллег – учителей-логопедов ГБОУ РОЦ № 105 г. Москва Пасынковой Анастасии Вячеславовны и Лиманской Ольги Викторовны, во время которого они поделились опытом работы по использованию многофункциональной ширмы и лэпбука, как элементов арт-технологии в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, продемонстрировали изготовленную ширму и лэпбук и прокомментировали детали их использования в своей работе.

Во время панельной дискуссии «Консолидация возможностей дополнительного и специального образования при социализации детей с ТМН» коллеги могли задавать друг другу интересующие вопросы по применению тех или иных арт-технологий, а также высказали слова благодарности за предоставленный опыт работы. Кроме этого, из выступления заместителя председателя первичной организации г. Бреста ОО «БелАПДИиМИ» Онуфрюк Елены участники областного мероприятия узнали о реализуемом проекте «Разам/Together», который поддержан Посольством Финляндии в Литве и Беларуси и зарегистрирован Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, а также о возможности пройти обучение по специфике взаимодействия с детьми и с молодыми людьми с инвалидностью с ОПФР  при организации объединений по интересам.

В завершение работы Татьяна Васильевна Жук поблагодарила всех за плодотворную работу и призвала к дальнейшему сотрудничеству.

 

Информация предоставлена ГУО «Брестский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»