Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, как средство развития речевой активности детей раннего возраста

01.02.2023

В раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность.

         Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. 

         Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. 

          Первые годы жизни ребёнка являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и речевого развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.

Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М.Аксарина, Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский, М.М.Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева,  Е.И. Тихеева,  Э.Г. Пилюгина,  С.Н. Теплюк  и  др.)  открыли   огромные    потенциальные возможности   развития   детей.   Они   определили   значение   периода раннего детства  для  всего  дальнейшего  формирования  личности  ребёнка  и  выявили   ряд специфических  возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития и воспитания детей раннего возраста.

         Одно из основных условий нормального развития малыша - своевременное и полноценное формирование речи. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивается и активизируется словарь. В процессе развития  речи  у  детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что существенно влияет на понимание обращённой к ребёнку речи  и  на развитие  его собственной  речи.

Для развития речи используются разнообразные средства : •         общение взрослых и детей; •         культурная языковая среда, речь воспитателя; •         обучение родной речи и языку на занятиях; •         художественная литература; •         различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).       Изобразительное искусство, музыка, театр  используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

 Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью.  Показ, объяснение - основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность малыша, в ней определено место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи.  Вторая часть практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также с чего начать, как потом действовать.

В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность   всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается усидчивость, тренируется рука и глаз.  По мнению учёных, развитие руки определяет развитие ребёнка.

Поэтому изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявляются в будущем в любых видах деятельности.

         Каждая из этих техник - это маленькая игра. Основная цель - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, даёт  полную  свободу  для самовыражения.

 В основе  работы лежит  активизация познавательных функций, развитие необходимых психических процессов, развитие мелкой моторики пальцев рук, необходимых  для наиболее активного и правильного развития речи. У детей формируются  навыки и умения использования нетрадиционных техник рисования. Расширяется представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Обогащается пассивный и активный словарь.

         В работе с детьми раннего возраста используем нетрадиционные приемы изобразительной деятельности. Выбор этот не случаен. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционные приемы рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные приемы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

С детьми раннего возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

рисование ладошками;

тычок жесткой полусухой кистью;

печать пробками;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

пластилинография.

 

Рассмотрим более подробно технику пластилинография.

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на любой плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются рельефными.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, но как настоящий. Ребенок не только видит то, что создал, но и чувствует его через свои руки. Именно пальцы рук являются основным инструментом в лепке. Поэтому уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

Занятия по художественно-рельефной лепке, являются важным средством всестороннего развития детей с инвалидностью и комплексно влияют на их развитие. А именно:

повышают сенсорную чувствительность (способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, объема, пластики);

развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла;

учат детей предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы.

Но самым главным является то, что занимаясь лепкой, ребенок развивается всесторонне - он учится видеть, чувствовать, оценивать и создавать социально значимые красивые вещи.

         Пластилинография -  одно из любимых занятий детей, на которых, в частности, творческого самовыражения, у ребенка также развивается гибкость и подвижность пальцев, точность и координацию движений, что способствует развитию речи, формируют и развивают навыки ручного труда. Занятия можно проводить с детьми раннего возраста в игровой форме под музыкальное сопровождение и при этом обязательно использование пальчиковых игр и словарного материала. Такие занятия влияют на особенности развития личности ребенка, его познавательной сфере и деятельности, поэтому они очень полезны всем детям.

Пластилин – это универсальный дидактический материал, который обладает различными свойствами (цвет, мягкость, гибкость), а кроме того еще позволяет детям им манипулировать: разминать; отщипывать; прижимать; открывать; качать круговыми и прямыми движениями; раскатывать; размазывать. В работе с использованием пластилина обязательно участвуют обе руки, при этом ребенок прикладывает определенное физическое усилие, у него формируется проприоцептивные ощущения и чувство координации.

Работа с детьми на занятиях пластилинографии ведется в три этапа:

  1. На подготовительном этапе дети осваивают элементарные практические приемы работы с пластилином: разминать пластилин; отщипывать; прижимать; открывать; качать круговыми и прямыми движениями; скатывать; раскатывать; размазывать. У детей формируется правильная постановка пальцев, прием отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, формируется умение скочувати шарики и валики, нажимать, вдавливать, размазывать пластилин подушечками пальцев, работать на ограниченной поверхности.
  2. На втором этапе (основном) дети знакомятся с пластилином, как с художественным материалом. У них формируется умение размазывать пластилин, закрашивая контур внутри рисунке, работать не выходя за его контуры, осваивают прием вливания одного цвета в другой, путем смешивания двух или нескольких цветов для получения новых оттенков. Также в работу включаются вспомогательные инструменты: стеки, палочки, трубочки, крышечки, скалки и др. В процессе таких занятий у детей постепенно появляются навыки перекладывания из руки в руку стеки, что в дальнейшем создает платформу для формирования опыта правильно держать ложку, карандаш.
  3. На третьем этапе, у детей формируется умение планировать свою работу, самостоятельно решать задачи, выбирать рисунок для работы и необходимые цвета. Также у детей формируется отношение к результатам своей деятельности.

         Пластилинография является комбинацией психотерапевтической и психологической коррекции, основанной на синтезе искусства и творчества, суть которой заключается в оздоровлении психоэмоционального самочувствия с целью воздействия на эмоциональное состояние ребенка, расслабления его и стимулирования к коммуникации.

Информацию подготовила учитель-дефектолог

ГУО «Брестский ОЦКРОиР» Романовская О.Г.

по материалам информационных ресурсов