Предпосылки развития речи ребёнка
14.11.2022Речь – это то, что ребёнок использует в диалоге, обращаясь непосредственно ко взрослому. Это не бездумное повторение или выкрикивание, например, фразы из мультиков. Понятно, что с физической точки зрения, – это процесс говорения, но это не та самая вербальная коммуникация, которая нам нужна. Но это бывает редко. В основном мы видим перед собой ребёнка, который молчит, либо звукоподражает, изъясняется, либо говорит одним слогом, как правило ударным, первым из этого слова и никак не может сказать целое слово. Почему так происходит и что специалист смотрит на диагностике у ребёнка?
В первую очередь нужно оценить, готов ли ребёнок к тому, чтобы начать пользоваться вербальными средствами коммуникации или ещё нужно работать над некоторыми психическими функциями, а, возможно, и сразу над несколькими параллельно, чтобы у него, в принципе, могла появиться речь.
Первое, что специалист хочет оценить при помощи своих проб – это уровень понимания речи у ребёнка. Это и будет предпосылкой к речи.
Важно понимать, что для того, чтобы у ребёнка появилась активная речь, чтобы он стал ею пользоваться, как средством коммуникации или говорить на первых этапах простые слова (мама, папа, дядя, ляля) и фразы (дядя иди, мама неси) – нам нужно, чтобы у ребёнка был хорошо сформирован пассивный словарный запас, а соответственно, чтобы у ребёнка было понимание речи.
Понимание речи всегда предшествует её активному использованию!!! Чтобы начать говорить, ребёнку нужно знать, о чём он говорит. Если ребёнок не знает название основных существительных, глаголов – он не будет говорить.
Существует несколько уровней понимания речи.
1 уровень понимания речи – нулевой
Этот уровень соответствует ребёнку до 7-9 месяцев. Это ребёнок, который реагирует на имя или громкий звук, дифференцирует речь окружающих от чего-то другого. Возможно знает своё имя. Даёт реакцию на интонацию знакомых людей.
2 уровень понимания речи – ситуативный
На него ребёнок переходит после года, в возрасте 1,1 – 1,4. Ребёнок понимает некоторые существительные, например, название игрушек, с которыми играет больше всего, предметов быта, которые использует чаще всего. Хорошо ориентируется в привычной бытовой ситуации, то есть – пора спать, иди кушать, чистим зубы, нельзя, идём гулять – особенно, если это подкреплено зрительной подсказкой, то есть взрослый показывает глазами или указывает жестом.
3 уровень понимания речи - номинативный
В норме это происходит в возрасте 1,6 – 1,11. Ребёнок знает название основных существительных, с которыми он постоянно взаимодействует. Знает название игрушек, с которыми играет. У него есть понимание, что машинка – это не только та игрушка, с которой он играет, но есть ещё и другие машинки – игрушки и они тоже называются машинки. То есть, если в другом месте, вне дома, ребёнку скажут «принеси машинку», «принеси пирамидку», «принеси ложку» – он принесёт те предметы, которые назвали. На этом уровне ребёнок знает основные глаголы: «дай», «неси», «покажи», «иди». Знает некоторые прилагательные.
Важно понимать, что для того, чтобы ребёнок начал говорить, нам надо, чтобы он был на номинативном уровне понимания речи. Ребёнок с ситуативным уровнем понимания речи не будет говорить даже самой простой фразы.
Самый простой способ, как можно проверить уровень понимания речи ребёнка: выкладываем от 3 до 5 предметов. Даём ребёнку инструкцию «дай мяч» или «покажи, где мяч». Заодно проверяем указательный жест, который в норме появляется концу первого года жизни. Таким образом, проверяем и номинативный словарь.
Важно понимать, что если ребёнок в 2 года находится на нулевом или ситуативном уровне понимания речи – он не начнёт говорить. И необходимо выяснить причины.
Отсутствие речи у ребёнка может быть следствием:
нарушения физического слуха (тугоухость, серные пробки, аденоиды);
нарушения фонематического восприятия;
моторных нарушений;
когнитивных нарушений (педагогическая запущенность, нарушения в познавательной сфере, умственная отсталость разных типов сложности);
аффективных нарушений (РАС, психические нарушения)
Важной предпосылкой к речи является коммуникативное развитие ребёнка. Если в 2 года ребёнок не смотрит в глаза, у него не сформирован указательный жест, он не реагирует на имя, то его невозможно привлечь какой-либо совместной деятельностью. Например, вы взяли какой-нибудь предмет и начинаете с ним манипулировать, а ребёнок за вами не повторяет, а берёт его и бросает или, например, берёт в рот. Надо помнить, что к году и 6 месяцам ребёнок в рот берёт только съедобные вещи. Если это делает ребёнок в два года – это говорит о каких-то сенсорных нарушениях, а в некоторых случаях о снижении когнитивной сферы.
Тоже самое происходит с «полевым поведением», когда ребёнку всё неинтересно, когда все предлагаемые предметы используются не по назначению. В норме, в 2 года у ребёнка уже сформирован познавательный интерес и ему интересно взаимодействовать со взрослым человеком, нежели самостоятельно. Ребёнок может делать что-то самостоятельно, но после обучающей помощи взрослого или в определённых случаях он сам обращается за помощью взрослого, если у него что-то не получается. Это, кстати, говорит ещё и о подражательной деятельности, без которой речь тоже невозможна. И в норме подражательная деятельность тоже должна быть сформирована к двум годам. Когда мы ребёнку показываем и даём в руки предмет, он его не грызёт, не кидает, а использует по назначению, это значит, что подражательная деятельность сформирована. Важно понимать, что если мы предлагаем ребёнку различное количество предметов и они ему не интересны, это говорит о низком познавательном интересе, и о несформированной подражательной деятельности и это не является нормой у ребёнка в возрасте 2-х лет. И пока ребёнок не научится подражать взрослому, говорить он не начнет. Соответственно, в этом случае необходимо работать над подражательной деятельностью.
Хочется акцентировать внимание на указательный жест. Он является одним из самых важных средств коммуникации, то есть, используя указательный жест, ребёнок тем самым дает нам понять, что ему что-то нужно и он показывает на что-то, что хочет получить.
Ещё одной из важных предпосылок к речи является когнитивная сфера, то есть интеллектуальное развитие ребёнка. Здесь мы будем говорить про уровни мышления, а конкретно о наглядно-действенном мышлении и наглядно-образном мышлении. Ребёнку в возрасте от 10 месяцев до 1 года и 7 месяцев свойственно наглядно-действенное мышление, то есть сначала он делает, а потом думает. Это легко проверить на вкладышах с формами. Например, если ребёнок треугольник сначала пытается вложить в разные отверстия, а потом находит соответствующую форму, то это пример наглядно-действенного мышления.
Задание «дай такой же». Берём две корзинки с одинаковыми предметами: первая находится у вас, вторая у ребёнка. Достаёте из своей корзинки предмет и предлагаете ребёнку: «Дай такой же». Если ребёнок без когнитивных снижений и если ранее такого задания не делал, то на второй-третий раз он выполняет это задание. Можно предложить лото «Положи такой же на такой же».
Важно понимать, что если у ребёнка нарушена коммуникация, сначала мы прорабатываем проблемы с коммуникативными нарушениями. Если нарушено понимание речи и снижена когнитивная сфера, то можем работать параллельно, т.е. прорабатывать две эти области и параллельно работать над запуском речи.
Если вопросов нет, о всех этих трёх предпосылках, которых говорилось ранее и всё в норме, а речи нет, то следует проверить ребёнка на моторные навыки. Когда у ребёнка есть моторные нарушения и ему сложно сделать серию целенаправленных, последовательных движений телом, то соответственно, и артикуляционным аппаратом.
Информацию подготовила Микулич О.Г.,
учитель-дефектолог
ГУО «Брестский областной центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»