Сенсорное развитие детей раннего возраста

01.02.2022

Для Вас, родители!

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

 

 «Игра – это огромное светлое нежное,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений

и понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

                                       В.А.Сухомлинский

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В первые годы жизни ребенка, родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее.

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д.

Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

К сожалению, многие родители, уделяя основное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, правильному питанию и режиму, красивой и удобной одежде, не придают особого значения тому, что ребенок помимо этого нуждается и в «пище» для ума. Какая разница, считают они, когда малыш научится раскладывать шарики по цвету и размеру, делать постройки из кубиков, зашнуровывать себе ботинки, держать карандаш, рисовать, лепить, читать, писать. Зачем торопиться? Придет время – всему научится, в конце концов, научат в детском саду или в школе. Но главное в раннем развитии ребенка - не упустить время!

Задачи сенсорики

Приоритетными задачами по сенсорному развитию детей раннего возраста являются:

обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Обследовать предметы, выделяя при этом их цвет, форму, величину;

побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;

находить и устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синенький мяч);

упражнять в названии свойств предметов;

количество. Формировать группы однородных предметов. Различать количество предметов: много – один (один – много);

величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большая матрешка – маленькая матрешка и т.д.);

форма. Различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар);

ориентировка в пространстве. Накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы, квартиры, дома и т.п.);

расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина);

двигаться за взрослым в определенном направлении.

Для возраста малыша 1,5-2, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения:

понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;

ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;

умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;

способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;

иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Формы и методы работы по сенсорному развитию

Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы:

Игры–экспериментирования

Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов дома являются такие материалы, как песок и вода.

Игры с водой – одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением взрослого. Вода возбуждает ребенка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают руки в воду, шевелят пальчиками. Затем детей раннего возраста учат ловить игрушки сачком, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать в ситечко и наблюдать, как вода течет через отверстия. Нужно обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной. Пуская с детьми кораблики, наблюдать, как он плавает, через определенное время тонет. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет – не тонет». Когда у детей пропадает интерес к корабликам, опускайте другие предметы. Также в процессе игры можно обучать детей не только аккуратно переливать воду, но, и чтобы поддерживать интерес, окрасьте воду в разные цвета. Предлагайте детям самостоятельно налить в кружки воды для кукол. На закрепление цвета играйте в «Разноцветную воду» - в баночку добавляйте несколько капель краски и наблюдайте, как окрашивается вода. В процессе игры необходимо постоянно поддерживать интерес.

Второй материал, позволяющий лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребенку игры с песком доставляют огромное удовольствие. Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять зажимы у пассивных детей, снимает тревожность, насыщает радостью. В играх предлагайте полить песок водой, когда он сырой, с ним хорошо играть. Во время поливки песка задавайте вопросы: «Почему не видно в песке воды?», «Куда она девалась?», «Что можно сделать из мокрого песка?». Обращайте внимание на то, что песок может быть сухим и мокрым. Сухой песок рассыпается – из него ничего нельзя построить, зато его можно пересыпать тонкой струйкой и просеивать через сито. На песке можно рисовать палочкой, оставить следы, из мокрого песка можно построить башни, дороги. Обыграть их.

Игры с песком очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.

Дидактические игры

Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем начать игру, нужно вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Этого можно достичь различными приемами, используя потешки, дидактические игрушки.

Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу нужно проводить поэтапно. Сначала детей ориентируют в двух контрастных цветах. Для этого проводят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовать каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно и предложенная игра, не наскучила.

Далее детей ориентируют в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Разложи по цвету»; «Зажги фонарик». Затем детей учат подбирать игрушки к слову, обозначающему цвет предмета. «Найди предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета» (кубик, мяч, тарелочка, флажок).

Для тех же детей, кому сложно даются названия цветов, достаточно того, что малыши могут показать предметы того цвета, который ему называют.

Для формирования представлений о форме предметов необходимо осуществлять такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в раннем возрасте.

Для правильного определения величины у детей формируют следующие представления:

подбор одинаковых величин по образцу;

различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий».

В играх на определение величины используйте игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)».

Помните, как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Успехов Вам и Вашим детям, дорогие родители!

Играйте, играйте, занимайтесь с детьми по утрам и вечерам!

Задача взрослых – помочь ребёнку познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир, поддерживать доброе познавательное отношение малыша к миру.

Подробнее о сенсорном развитии вы можете прочитать в следующих книгах:

Л.Н. Павлова. Познавательное развитие. 1-3 года. Методическое пособие. – Истоки. 2000;

Э.Г. Пилюгина. Игры и занятия с малышом от рождения до трёх лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины. - Библиотека воспитателя. Мозаика-Синтез. 2007;

О.Б. Сапожникова. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Библиотека логопеда. Сфера. 2014;

Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для воспитателей и ролителей. - Владос 2016.

 

Информацию подготовила учитель-дефектолог

ГУО «Брестский ОЦКРОиР» Микулич О.Г.

по материалам информационных ресурсов