Развивающая среда в домашних условиях для детей раннего возраста
10.12.2020Развивающая среда в домашних условиях для детей раннего возраста
В детском уголке (комнате) необходимо создать комфортную для ребенка обстановку, вызывающую у него положительные эмоционально-двигательные реакции. В развивающую среду комнаты должны входить:
♦ звучащие предметы: «шумовые» коробочки и баночки, музыкальные инструменты, звучащие шары, погремушки, свистульки, колокольчики, деревянные и металлические ложки, шуршащая оберточная бумага, большая морская ракушка;
♦ иллюстративный материал: фотографии, наборы картинок (разного размера) по лексическим темам, серии картинок;
♦ материалы для изобразительной деятельности: пластилин, пальчиковые краски, ватманы, глина, цветные карандаши и т.д.;
♦ мешок с «волшебными» вещами: маленькими зеркалами, брелками, баночками, губками, кистями для макияжа и другими интересными для ребенка вещами;
♦ мягкие модули, сухой бассейн, батут, светящиеся предметы;
♦ природный материал: пух, мох, засушенные растения, речные и морские камни;
♦ большие картонные коробки для обустройства «домиков» для ребенка.
Для игр и занятий с ребенком дома пригодятся
— наборы пуговиц, природных камней, шишек, ракушек;
— зеркало необычной формы, оформленное в «сказочной манере»;
— песочные часы (как элемент внешнего контроля);
—свистульки, губная гармошка, фигурные свечи для формирования речевого выдоха.
— рамки-вкладыши по разным темам;
— наборы мелких предметов и игрушек для игр, типа «Чудесный мешочек»;
— муляжи овощей, фруктов и т.п., изготовленные из различных материалов (резиновые, тканные, вязанные, пластмассовые, деревянные и т.п.).
— сюжетные пирамидки, рамки-вкладыши, объемные пазлы для закрепления предлогов;
— счетный природный материал для формирования грамматических обобщений согласования.
Не следует стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру.
Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные резинки для волос. Когда ребенок чем-то расстроен, плачет, успокойте его, предложив ему мешок с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких мешочках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребенок на эмоциональном подъеме захочет повторить их. Не оставляйте этот мешок в досягаемости ребенка, не используйте его слишком часто, и тогда ребенок не потеряет к нему интерес.
Активно включайте в игры с ребенком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдет по ним босиком (гуляем по дну озера); разложите ракушки — по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов.
Если есть возможность, приобретите батут: прыжки на нем способствуют снятию негативизма, в то же время «батут — достаточно простое слово для усвоения, ребенок на эмоциональном подъеме будет стараться повторить за взрослым. Прыжки на батуте снимают агрессию и уменьшают тревожность.
Для речевого развития ребенка родители могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Для закрепления лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно, иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги.
Во время занятий и игр с ребенком все посторонние источники шума должны быть исключены. Постоянный шум лишает ребенка важнейшей предпосылки для начала развития речи — возможности подражать речи взрослого, поскольку ребенок не может сконцентрироваться на ней.
Используя большие картонные коробки в качестве «домиков» для ребенка (вырежьте в коробке «окна» и «двери»), закрепляйте различные лексические темы: вырежьте из каталогов картинки с изображением мебели, называйте их, наклеивайте картинки вместе с ребенком в «домик» по инструкции; наклеивайте изображения посуды в воображаемую кухню в домике и т.д.
Иногда неговорящие дети плохо запоминают и различают цвета - это встречается у неговорящих детей со зрительной (в данном случае цветовой) агнозией. Для закрепления знания цветов подберите разноцветные коробки: пусть ребенок сортирует в них различные предметы, игрушки по цвету. Эти же коробки можно брать с собой на прогулку и сортировать найденный «клад». Попросите малыша помочь Вам с уборкой по дому: пусть сортирует вилки и ложки.
Полезно читать ребенку книги. Лучше читать детям сказки, доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов: «Бабка ЗА дедку, дедка ЗА репку»; «Я от бабушки УШЕЛ, Я от дедушки УШЕЛ» и т.д. При этом не следует знакомить ребенка с более, чем одной сказкой в неделю: целесообразнее использовать многообразие книг (с наклейками, с сенсорными вставками, объемные, стилизованные и др.) но с одинаковым речевым материалом.
Читая ребенку, напевая песенки, сажайте на колени, так чтобы он видел артикуляцию (губы, зубы, язык) взрослого. Рассматривая с ребенком книги из картона и бумаги разной жесткости, побуждаем самостоятельно переворачивать страницы.
Используя детские стихотворения, потешки для совершенствования подражания, активизации простых слов лучше заучивать, сочетая произнесение текста с движениями. Основной текст произносит взрослый, а ребенка стимулируем к произнесению звукоподражаний, звуковых жестов и простых слов.
- Гуси! Гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!
- Би-би-би, — гудит машина. Не поеду без бензина!
- Ква-ква-ква, кричит лягушка. Ку-ку-ку, кричит ку-кушка.
- Дон-дон! Дон-дон! Загорелся кошкин дом!
- К нам домой пришла лягушка, / разбросала все игрушки, / Оглядела кавардак, и сказала тихо: «Ква...»
- Не послушал зайка папу, отдавили зайке …(лапу).
- Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче... (лампу).
- Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота ...(гол)!
9.Доски на гору везем, будем строить новый ...(дом).
10.Мишка плачет и ревет: просит пчел, чтоб дали ... (мед).
Слушая стихотворные тексты с повторяющимися элементами, ребенок может начать повторять их.
Совместное с ребенком чтение стихов, где ребенку нужно закончить последнее слово «в рифму» стимулирует ребенка к произнесению всего последнего слова или конечного слога. Необходимо читать стихи, потешки с высокой степенью выразительности. Подсказывая ребенку слова, которые ему нужно произнести, можно показывать картинки.
Используемая литература: М.И. Лынская, ПАРАДИГМА, 2015. — 128с Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий
Информацию для статьи подготовила
учитель-дефектолог ГУО "Брестский областной центр коррекционно-
развивающего обучения и реабилитации" Марковская Л.А.