ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ СЛОВ
26.11.2020ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ СЛОВ
Если хотите обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребенка. Подражание — одно из основных средств воспитания и обучения.
После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно, двух и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на начальных этапах работы не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Любая попытка произнесения поощряется, подхватывается, ошибки не исправляются.
Игра «Насекомые». По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «3». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж»(игрушки насекомых).
Игра «Поезд». По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту-ту». Ребенку интереснее игра, сопровождающаяся аудиозаписью шума поезда.
Игра «Обертки». Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названий предметов.
Игра «Птички». Взрослый: «Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути-ути), цыплят (цып-цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетали, полетали, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на локотки, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути-ути), цыплят (цып-цып).
Игра «Воздушный шарик». В дверном проеме или на люстре подвешивается воздушный шарик на такой высоте, чтобы ребенок мог его достать, подпрыгнув. Взрослый показывает ребенку, как лопнуть шарик, произнося при этом: «Опа!» или «Бах». Шарики взрослый и ребенок лопают по очереди.
Игра «Взбиваем пену». Проводится с целью активизации, вызывания слов «пена», «вода», «мыло». Для игры понадобятся: таз с водой, венчик, баночка с жидкие мылом, две пипетки, губка, ведро, мыло (различных цветов и фактуры). Взрослый побуждает ребенка опустить руки в таз с водой, пошевелить ими, при этом эмоционально произносит «Смотри, вот вода! Ах, какая теплая вода!» Слово «вода» повторяется несколько раз с четкой утрированной артикуляцией, затем взрослый побуждает ребенка повторить слово «вода» по слогам и на распев. Взрослый вместе с ребенком берут пипетки, опускают их в жидкое мыло, взрослый несколько раз произносит слово «мыло», выделяя его интонационно: «Смотри, мыло! Вот мыло! Это мыло! Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку», затем побуждает ребенка к произнесению слова «мыло»: «Давай вместе скажем: Это мыло!». Набранное мыло опускается в миску с водой, взрослый показывает ребенку как можно венчиком взбить пену, произнося: «Пена!», стимулируя ребенка к деятельности и речевой репродукции. Взрослый предлагает ребенку собрать пену губкой. Игра «Выжимаем губки». Проводится с целью сформировать навык речевого подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на стол две тарелки, в одной из них — вода, раскладывает губки разных цветов. Он опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом звукоподражание «кап-кап». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: «Возьми желтую (красную, синюю и т.д.) губку» (правой и левой рукой).
Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки». Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие — на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».
Игра «Рыбалка». Ребенок достает бусинки ложкой из стакана с водой. Взрослый спрашивает: «Что ты достаешь?», стимулируя ребенка к произнесению слова «Бусы».
Игра «Катушка». Ребенок наматывает разнообразные нитки (толстые, разной фактуры) на катушку, взрослый стимулирует ребенка к сопряженному произнесению слова «нити».
Игра «Силач». Ребенок сжимает и разжимает эспандер, взрослый эмоционально сопровождает его действия речью: «Ух! Какой сильный! Ух!», стимулируя ребенка к произнесению «ух».
Игра «Что пропало?». На столе перед ребенком выкладываются предметы: бусы, часы, весы, вата. Взрослый просит ребенка закрыть глаза, прячет один предмет, после чего просит ребенка угадать: «Что пропало?» (указать жестом или вербально).
Игра «Волшебный шкафчик». Для игры понадобится «шкафчик» из склеенных спичечных коробков, либо маленький шкафчик с большим количеством ящиков. На глазах у ребенка в один из ящиков взрослый прячет маленькую игрушку или предмет: пух, боты (кукольные), соль и т.д. Ребенку предлагается вспомнить, в какой ящик спрятан тот или иной предмет, достать его и назвать. Игра способствует развитию зрительного внимания и памяти.
Игра «Футбол». Ребенку необходимо закатить мячик (ватный шарик), подув на него или просто руками в сооруженные из кубиков ворота. Взрослый восклицает: «Гол!», «Мяч!», «Ура!», побуждая ребенка к повторению слова.
Игра «Пых». Для игры понадобятся свечи и резиновые игрушки с удаленными свистульками. Взрослый показывает ребенку, как с помощью игрушки можно задуть горящее пламя свечи, стимулируя к произнесению «Пых!» в этот момент. Взрослый показывает, что задувать свечу можно длительно или быстро, стимулируя тем самым развитие дыхания.
Игра «Буль-буль». Переливание жидкостей из «интересных» для ребенка емкостей: цветных бутылочек; баночек, оклеенных разными камушками . Переливание жидкостей сопровождается звукоподражанием: «буль-буль». Если ребенок во время игры проливает воду, можно стимулировать его к произнесению междометия «Ой», слов «мокро, сухо».
Игра «Пена». Ребенок вслед за взрослым дует через трубочку в миску с водой с разведенным в ней мылом. При появлении мыльных пузырей взрослый эмоционально восклицает: «Пена!», побуждая ребенка к повторению.
Игра «Ком». Взрослый совместно с ребенком скатывает ком из листов старой газеты, журнала, произносит слово «ком», предлагает ребенку бросить его об стену. Действия повторяются несколько раз. Игра способствует снижению агрессии.
Упражнение «Перетягивание веревки». Взрослый и ребенок берутся за разные концы веревки (полотенца, подушки) и начинают перетягивать ее в свою сторону, при этом взрослый эмоционально восклицает: «Отдай!», «Дай!».
Игра «Алло». Родители, используя простой мобильный телефон, покрывают лаком одну из кнопок «памяти» на телефоне (по этой кнопке ребенок может дозваниваться любому из близких людей). Родители стимулируют ребенка к звонку и произнесению слов «Алло!», «Привет», «Это я». Можно обучить ребенка крутить диск от старого телефона, в этом случае будет вырабатываться умение противопоставлять указательный палец, что способствует подготовке руки к рисованию и письму.
Используемая литература: М.И. Лынская, ПАРАДИГМА, 2015. — 128с Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий
Информацию для статьи подготовила
учитель-дефектолог ГУО "Брестский областной центр коррекционно-
развивающего обучения и реабилитации" Марковская Л.А.