Игры для эмоционального развития детей раннего возраста

19.11.2020

ИГРЫ ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно, и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Для развитие эмоциональной сферы можно использовать социально организованные игры.

Игры для детей от 1 года до 2 лет

Игра «Иди ко мне»

Цель: установить контакт с ребёнком, учить реагировать на своё имя, идентифицировать себя с ним.

Ход игры: Поставьте малыша на ножки перед собой, потяните его за ручки на себя, приговаривая: «Иди ко мне, (имя ребёнка)…, топ-топ ножками, иди» ведите ребёнка на себя, говоря: «Наша (имя ребёнка)… идёт. Ни за что не упадёт!» Обнимите ребёнка, говоря: «Молодец (имя ребёнка), вот как топает ножками».

Упражнение «Доброе утро!»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: Взрослый вместе с ребёнком напевно произносит текст:— Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).— Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).— Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ).Ты проснулся? (хлопки в ладоши).— Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»).Вы проснулись? (хлопки в ладоши).— Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).— Доброе утро! Все проснулись? К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся) глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).

«Ладушки — хлопушки»

Цель: снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:Ладушки-ладушки,Звонкие хлопушки,Хлопали в ладошки,Хлопаем немножко. Да!(Громко хлопаем в ладоши.)— Кашу варили,Ложечкой мешали.(Взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой).— Куколку кормили. Да!— Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед.)— Кулачки сложили,Кулачками били,Тук, тук, тук, тук, тук,Тук, тук, тук, тук, тук. Да!(Сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга.)— Ладошки плясали,Деток забавляли,Ля-ля-ля, ля-ля-ля,Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (Делаем фонарики.)— Ладушки устали,Ладушки поспали,Баю-бай, баюшки,Баю-бай, ладушки. Да!(Складываем ладони рук и подкладываем их по щеку.)

Игра: «Солнечный зайчик»

Цель: снятие напряжения мышц лица, формирование положительных эмоций.

Оборудование: зеркальце.

Ход игры: речь взрослого: - Солнечный зайчик заглянул тебе в глазки. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.

Игра «Да – да – да»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Выполняем действия совместно с ребенком

Ручками мы хлопаем — да-да-да-да!

Ножками мы топаем — да-да-да-да!

Ручками помашем — да-да-да-да!

Ножками попляшем — да-да-да-да!

 

Игры для детей от 2 до 3 лет

«Игра с собачкой»

Цель: создание положительного эмоционального климата, снятие эмоционального напряжения; способствовать взаимодействию детей друг с другом.Материал: игрушечная собачка.

Ход игры: родитель держит в руках собачку и говорит:

Вот собачка подошла,

(имя ребёнка)… лапку подала,

Не хотите ли послушать,

Как собачка просит кушать?

Кто к собачке подойдёт?

Кто ей кушать принесёт?

(имя ребёнка)… к ней идёт.

(имя ребёнка)… кушать ей несёт.

Помогите ребёнку протянуть мисочку и покормить собачку:

Суп из мисочки поела, отдыхать на коврик села.При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

Игра «Заинька — паинька»

Цель: создание положительных эмоциональных, снятие эмоционального напряжения.

Ход игры:Родитель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:Будем заинькой?Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.Вот так, вот так, поклонись.(кланяются в разные стороны)Заинька, повернись, серенький повернись.Вот так, вот так, повернись.(поворачиваются, руки на поясе) Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни ножкой.Вот так, вот так, топни ножкой.(топают по очереди каждой ножкой)В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке:«Молодец!». Поглаживает ручки и ножки.

По желанию ребенка игра повторяется.

Игра «Догонялки - обнималки»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, снятие эмоционального напряжения. Устанавливание положительного контакта с ребёнком.

Ход игры: Взрослый организует игру «Догоню, догоню…».

Если  ловим девочку, то родитель говорит:

Ах ты, моя девочка,Ласковая белочка,Ой ты, моя деточка,Сиреневая веточка.

Если мальчика:

Ах ты, мой мальчик,Серенький зайчик,Ой ты, моя деточка,Тоненькая веточка.

Игра: «Спаси птенца»

Цель: формирование положительных эмоций, познакомить ребенка с методами саморегуляции.

Ход игры: Представьте себе, что у тебя (имя ребенка) в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизите их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь (Имя ребенка), что твой птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грусти. Он еще прилетит к тебе.

 

Информацию подготовила педагог-психолог  

ГУО “Брестский областной ЦКРОиР” 

Кулик М.А.