Использование потешек для формирования и развития активной речи у ребенка раннего возраста

14.05.2020

Речь – важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка,
становление которой происходит в течение первых лет жизни, но в дальнейшем
определяет ее качество во все последующие возрастные периоды.
Непременным условием развития речи ребенка является общение его со
взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством знаний,
умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка,
так как язык является средством человеческого общения.
В первые три года жизни речь формируется в процессе
жизнедеятельности детей, в режимные моменты (просыпание и потягивание,
умывание, кормление, одевание), в самостоятельной игре. Ребенок усваивает
родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих.

Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно
переплетены между собой в своем влиянии на ребенка.
Потешка – это жанр народного творчества. Потешка развлекает и
развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и
выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке
неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.
Таким образом, потешка развивает и мелкую моторику, и речевые центры
мозга. Кроме того потешки помогают налаживанию контакта взрослого и
ребенка, позволяют отвлечь малыша от нелюбимого, но необходимого дела
(расчесывание, умывание).
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они
направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи;
- обогащение словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- развитие мелкой моторики;
- развитие эмоционально-волевой сферы.
Чтобы потешка прочно вошла в жизнь ребенка, надо помочь освоить ее
содержание.
Вся работа включает несколько этапов:
• Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем,
объектом.
Ребенку показывают картинку (предмет, игрушку), которую тот
рассматривает, ощупывает, обследует, играет с ней.
На этом этапе нужно как можно сильнее воздействовать на чувства
ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам, объектам.
• Знакомство с потешкой. Знакомство с потешкой происходит
ступеньками:

- первичное рассказывание потешки;
- повторное (2-3 раза) чтение, сопровождаемое показом игрушки,
предмета, картинки (на выбор);
- беседа по содержанию, уточнение с помощью вопросов, разъяснений
смысла слов;
- обыгрывание (с куклой, мягкой игрушкой). Здесь большое внимание
уделяется эмоциональности, выразительности речи взрослого.
• Повторение потешки.
Используется прием договаривания потешки, чтение с одновременным
рассматриванием объекта, проигрывание диалога.
• Внесение потешек во все виды деятельности и режимные моменты.
Использование потешек в подходящих режимных моментах, играх, прогулках.

Пример использования потешки для активизации речи ребенка.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет –
Забодает, забодает!

• 1 этап.
Предлагаем ребенку фигурку козы. Называем ее, произносим
звукоподражания (ме-ме). Просим ребенка повторить название или
звукоподражание, в зависимости от уровня развития активной речи.
Предлагаем назвать (показать) части тела козы, особое внимание обращаем
на рога. Играем с козой, забавляемся, имитируем «бодание» козы с
игрушкой и без. Предлагаем ребенку «бодаться» с проговариванием:
«Ме–ме!» с различной интонацией.
• 2 этап.
Рассказываем потешку выразительно, не торопясь. Повторяем
несколько раз. При необходимости разъясняем смысл непонятных слов
(забодает). Обыгрываем слова потешки с использованием фигурки козы.
Каждую строчку сопровождаем демонстрацией действий с фигуркой
козы. При чтении последней строчки: «Забодает, забодает!» весело
направляем фигурку в сторону ребенка.
• 3 этап.
Уже без фигурки козы рассказываем потешку, не договаривая
какие-либо слова (например, топ-топ, хлоп-хлоп). Побуждаем ребенка
договорить недостающие слова. Если ребенок молчит, эмоционально,
сопровождая показом действия, сами с паузами договариваем слова.
Повторяем несколько раз, пока ребенок не сделает попытку произнести
слово самостоятельно. Хвалим ребенка и повторяем снова.
• 4 этап.
Предлагаем ребенку самому проиграть потешку сначала с
использованием фигурки козы, потом имитируя действия самостоятельно.

Побуждаем к речевому сопровождению потешки, эмоционально реагируя
на попытки ребенка озвучивать потешку.
Для того чтобы ребенок усвоил и повторял, проигрывал потешку, не
нужно брать для заучивания много текстов. Начните с одного текста,
добавляйте постепенно еще по одному в разные режимные моменты.
Важно наблюдать за эмоциональным откликом малыша на ту или иную
потешку и выбирать самые понравившиеся ему. Используйте
музыкальное сопровождение при рассказывании потешки (пропевайте
потешку или используйте интернет источники). Это задействует еще
больше анализаторов и вызовет желание ребенка включиться в обучение с
удовольствием.
Литература:
• Агапова А., Потешки для самых маленьких/ А.Агапова. – М:
Мозаика – синтез, 2016. - 64 с.

Информацию подготовила Ю.В. Казакова
учитель-дефектолог ГУО «Брестский ОЦКРОиР»