Использование графических образов букв для стимуляции активной речи у детей 2 – 3 лет.

29.10.2019

Вы заметили, что Ваш малыш произносит только отдельные звуки, слоги, звукоподражания (мяу, би-би)? Все просьбы «повтори», «скажи» приводят только к тому, что ребенок сердится, даже дерется  и раздражает этим Вас? Вы не знаете, как помочь ребенку «запустить» его речь?

Тогда предлагаемый способ может помочь Вам и Вашему малышу «опереться»  на образы букв для того, чтобы запустить механизм формирования активной речи или говорения.

Теперь немного теории и научной обоснованности о том, почему этот способ работает при стимуляции активной речи.

Природа не терпит пустоты. Если в одной сфере что-то нарушено или не сформировано как нужно, то в другой бывает даже лучше, чем у остальных людей. Это относится и к детям с речевыми нарушениями. У таких детей зачастую очень хорошо развито зрительное восприятие и зона, которая отвечает за восприятие букв. Такие дети даже лучше запоминают буквы и проявляют больший интерес к буквам, чем их «говорящие» друзья. Вот этот интерес и будем использовать. Этот способ называется «обходной путь». То есть,  мы не заставляем делать то, что ребенок не может, а используем способности и интерес ребенка.

Вот как это описывается в специальной литературе.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (моторной алалией) связь между  левой височной долей (отвечающей за восприятие устной речи) и обеими артикуляционными долями (теменной и моторной) прерваны. Однако сохранными остаются участки головного мозга и нейронные связи, отвечающие за зрительную модальность (теменно-затылочные доли).

В работе необходимо использовать компенсаторные механизмы мозговых структур детского организма, пластичность детского мозга, что позволяет заместить поврежденный участок мозга «здоровым», еще не получившим определенной функциональной специализации (Т.Г.Визель).

Буква является прерогативой зрительной модальности. Специфический прием в работе – это «обходной путь» – использование графических образов букв, слогов и слов, как аналогов звуков и слов звучащих.

Суть  использования  данного способа состоит не в том, чтобы научить ребенка читать, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились.

Используя образы букв для вызывания  звуков и слов, мы даем ребенку своеобразную опору для произношения, учим их слушать и различать звуки в произнесенном и «прочитанном» слове. Дети учатся называть звуки по порядку, составлять слова из букв, слогов, предложения из слов, упражняется в подборе слов на заданный звук.

Т.о. ребенок параллельно учится говорить, читать, запоминать, дифференцировать изображения букв, звуки, слова.

Все это способствует выработке необходимых связей между зонами мозга, но только обходным путем.

Как показывает опыт применения данного метода на протяжении нескольких лет в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, раннее ознакомление ребенка с графическим планом того, что должно быть услышано и воспроизведено, является весьма эффективным.

С чего же начать и какую последовательность соблюдать?

Этапы работы по стимуляции активной речи (говорения).

  1. Вызывание отдельных звуков на материале букв.
  2. Формирование произношения упрощенных, коротких слов, слогов на материале графических образов слогов и слов (из двух букв). Пример: ам, да, ав, га, ну, ме.

Параллельно поводится работа по формированию простой  фразы с глаголом. Пример: «На ам», «Му ам», «Бе ааа (спит)».

  1. Формирование произношения простых слов из трех звуков на материале табличек с написанным словом.     Пример: Мяу, кот, ням, иди, бом.

Параллельно поводится работа по формированию простой  фразы. Пример: «Кот ням», «Дай пить», «Би-би бах».

  1. Формирование произношения слов различной слоговой структуры. Пример:

Ляля, мама, дом, лиса, конь, Дима, самолет, машина.

Параллельно поводится работа по формированию простой  фразы. Пример: «Мама идет», « Кот ест», «Дай мне пить».

  1. Формирование простой фразы с предлогом на материале табличек. Пример: «Мяч на полу», «Дима идет в дом», «Суп в миске».

 

 

Рекомендации по использованию букв на занятии с ребенком для наиболее эффективного результата.

  1. Буквенный, слоговой, словарный материал соответствует лексической теме занятия. Лучше брать отдельную тему, и по теме использовать таблички. Этот принцип в работе поможет увидеть перспективу, систему в том, что вы делаете. Примеры лексических тем: «Части тела», «Семья», «Овощи, фрукты», «Игрушки», «Продукты, посуда», «Животные», «Транспорт». Темы можно выбирать в произвольном порядке.
  2. Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую). Одновременное предъявление картинки (предмета), таблички со словом и озвучивание обучающим сложенного из букв слова.  Пример: Родитель показывает мяч (игрушку), говорит громко и внятно «мяч»,  при этом ведет рукой по табличке со словом.
  3. Многообразие наглядного и игрового материала. Необходимо давать ребенку и игрушки, и картинки, и буквенный материал в разных формах, размерах, из разных материалов.

Важное замечание! Лучше иметь два набора табличек для себя и для ребенка, чтобы малыш мог действовать по вашему образцу. Кроме того, данное слово должно быть также  из отдельных букв, чтобы ребенок накладывал букву на букву на табличке.

  1. Многократное повторение звука, слога, слова, фразы, которую мы формируем. Родители должны быть «попугаями» при обучении ребенка активной речи! Чтобы ребенок усвоил и пожелал повторить слово, зачастую его необходимо произнести 20 и более раз. Наберитесь терпения!
  2. Экспрессия родителей. Вы должны быть артистами! Меняйте интонацию, громкость голоса, кричите и шепчите. Все это заинтересует, удивит ребенка. Только тогда он будет включаться в ваши задания с максимальной отдачей.
  3. Использование визуализированной системы поощрений ребенка (пищевое подкрепление). Да, да, не удивляйтесь. Все это несколько напоминает дрессировку, но действует отлично! Повторил («прочитал», как мы обращаемся к ребенку), получил печенье. Не повторил, ничего не получил, даже если заплакал в ответ.

Важное замечание! Часто дети на указание «повтори», «скажи» молчат или сердятся. В это нам поможет побуждение «читай»! Обращайтесь к ребенку, показывая предмет и табличку со словом: «Читай!» «Прочитай, что тут написано», и сами при этом озвучиваете слово. Хитрость, но работает отменно!

А теперь  пример небольшого  фрагмента занятия, как включить наши буквы в лексическую тему «Части тела».

Взрослый просит показать у мишки части тела: глазки,  нос, уши, ножки, ручки, живот и т. д.  А потом говорит: «Сейчас к нам придет в гости буква «А» и будет с нами играть. Вот буква «А». Возьми ее и посади мишке на ту часть тела, куда я скажу». Взрослый дает ребенку букву «А» и говорит: « «А» летела, летела и на нос мишке села.  Повторяем: «А» (громко и протяжно)! «А» села, посидела и дальше полетела». Аналогично называть другие части тела. Протяжно многократно повторять название буквы, все время обращаясь к ребенку с вопросом «Какая  это буква?». Если ребенок молчит, самим пропевать «А».

    Родитель демонстрирует букву «А» (пластмассовую). Ребенок ощупывает, обводит букву, произнося одновременно звук.

Другие игры и упражнения, которые можно использовать на этом занятии: «Кто как поет?» (сюжетные картинки),  «Раскрась только А», «Рыбалка: поймай только букву А», «Рисование на крупах», «Найди букву А и обведи», «Найди все буквы А и съешь» (печенье «Алфавит»).

Предлагаем также универсальные задания, которые можно использовать на занятиях.

Упражнения и игры:

  • «Прочитай» букву, слог, слово.
  • Составь слог, слово из букв и «прочитай»  по образцу на табличках. Подбери подходящую картинку.
  • Игра «Картинки потерялись» (необходимо поменять местами картинки и положить их под соответствующие таблички).
  • Найди слово к предложенной картинке ( из двух – трех табличек со словами).

Игра «Буквы потерялись» (необходимо вставить недостающую букву в слове на табличке с опорой на образец слова либо без опоры).

  • Подбери картинку на заданный звук (с использованием карточек с буквами).
  • Составь предложение по картинке из табличек по картинке (с опорой на образец или без образца) и «прочитай».
  • Выбери табличку с предлогом в ответ на вопрос (показу, образцу или без образца).

Надеемся, что данные рекомендации  помогут Вам «запустить» активную речь Вашего малыша и из «молчуна» превратиться в «болтуна»!