Обучение детей правам ребенка: принципы и подходы

20.01.2021

Обучение детей правам ребенка: принципы и подходы.

Информация подготовлена по материалам онлайн презентации Мажены Рафальской - международного консультанта ЮНИСЕФ в сфере образования, эксперта и тренера ВДГ/ОПЧ Совета Европы и Европейского центра Вергеланд. 

Всегда, обучая детей, мы должны помнить, что ребенок находится в центре нашего внимания

Детство - идеальное время для начала обучения правам человека, которое затем продолжается всю жизнь.

Насколько возможно, обучение правам ребенка должно быть связано с тем, что дети уже знают.  Например, они могут не знать таких слов как правосудие, равенство или дискриминация, но к семи годам у большинства детей уже хорошо развито чувство справедливости.

Обучение правам ребенка направлено на то, чтобы:

  • Ценить себя и других людей
  • Признавать и уважать права ребенка в повседневной жизни
  • Понимать собственные основные права
  • Признавать и уважать различия
  • Научиться решать конфликты без насилия, проявляя уважение к правам других людей
  • Развивать уверенность детей в их способности к действиям

Знания, необходимые детям, чтобы они понимали права человека в своей повседневной жизни:

  • Права ребенка представляют собой стандарт поведения в школе, обществе и более широком мире
  • Нормы прав ребенка являются универсальными, хотя способы их осуществления могут различаться
  • Каждый ребенок обладает не только правами, но и моральной обязанностью уважать права других людей.

Навыки, способствующие обучению детей правам ребенка:

  • Активное слушание и общение: способность выслушивать различные точки зрения, высказывать собственное мнение
  • Критическое мышление
  • Участие в групповой работе
  • Решение конфликтных ситуаций
  • Уверенное высказывание собственного мнения
  • Решение проблем

 Позиции, которым необходимо обучить ребенка:

  • Уважительное отношение к себе и другим людям, независимо от различий
  • Чувство ответственности за собственные действия
  • Сочувствие и солидарность с другими людьми
  • Чувство справедливости и социальной ответственности
  • Стремление внести вклад в улучшение свое школы или сообщества

  Подходы к обучению детей правам ребенка:

  • Уважение к каждому отдельному ребенку
  • Уважение к опыту детей
  • Предоставление детям возможности определять, что они хотят знать, и самостоятельно получать информацию
  • Активное вовлечение детей в обучение с минимальным объемом пассивного обучения
  • Создание и поддержка неиерархической, дружелюбной обстановки, способствующей обучению

Обучение детей правам ребенка это небольшая составляющая знаний, знания не доминируют, прежде всего - это понимание.  Наиболее эффективны при обучении активизирующие и интерактивные методы работы с детьми.  Необходимо обратить внимание на полное  соответствие теории и практики, если мы говорим, что у ребенка есть право высказывать свое мнение, то в последующем мы должны предоставить ему такое право. Главная задача это создание безопасной и богатой образовательной среды, которая стимулирует и мотивирует к обучению. Акценты нужно ставить на обучение навыкам и сотрудничество. Подход к обучению должен быть проблемным, а не предметным, что подразумевает рассмотрение ситуаций и проблем повседневной жизни на предмет соответствия правам ребенка. Фундаментом работы с детьми являются ценности, то есть непосредственно права, как критерии принятия решения в повседневной работе.

           

Информацию подготовил юрисконсульт

 ГУО “Брестский областной ЦКРОиР” О.С.Пекач