Обучение детей правам ребенка: принципы и подходы
20.01.2021Обучение детей правам ребенка: принципы и подходы.
Информация подготовлена по материалам онлайн презентации Мажены Рафальской - международного консультанта ЮНИСЕФ в сфере образования, эксперта и тренера ВДГ/ОПЧ Совета Европы и Европейского центра Вергеланд.
Всегда, обучая детей, мы должны помнить, что ребенок находится в центре нашего внимания.
Детство - идеальное время для начала обучения правам человека, которое затем продолжается всю жизнь.
Насколько возможно, обучение правам ребенка должно быть связано с тем, что дети уже знают. Например, они могут не знать таких слов как правосудие, равенство или дискриминация, но к семи годам у большинства детей уже хорошо развито чувство справедливости.
Обучение правам ребенка направлено на то, чтобы:
- Ценить себя и других людей
- Признавать и уважать права ребенка в повседневной жизни
- Понимать собственные основные права
- Признавать и уважать различия
- Научиться решать конфликты без насилия, проявляя уважение к правам других людей
- Развивать уверенность детей в их способности к действиям
Знания, необходимые детям, чтобы они понимали права человека в своей повседневной жизни:
- Права ребенка представляют собой стандарт поведения в школе, обществе и более широком мире
- Нормы прав ребенка являются универсальными, хотя способы их осуществления могут различаться
- Каждый ребенок обладает не только правами, но и моральной обязанностью уважать права других людей.
Навыки, способствующие обучению детей правам ребенка:
- Активное слушание и общение: способность выслушивать различные точки зрения, высказывать собственное мнение
- Критическое мышление
- Участие в групповой работе
- Решение конфликтных ситуаций
- Уверенное высказывание собственного мнения
- Решение проблем
Позиции, которым необходимо обучить ребенка:
- Уважительное отношение к себе и другим людям, независимо от различий
- Чувство ответственности за собственные действия
- Сочувствие и солидарность с другими людьми
- Чувство справедливости и социальной ответственности
- Стремление внести вклад в улучшение свое школы или сообщества
Подходы к обучению детей правам ребенка:
- Уважение к каждому отдельному ребенку
- Уважение к опыту детей
- Предоставление детям возможности определять, что они хотят знать, и самостоятельно получать информацию
- Активное вовлечение детей в обучение с минимальным объемом пассивного обучения
- Создание и поддержка неиерархической, дружелюбной обстановки, способствующей обучению
Обучение детей правам ребенка это небольшая составляющая знаний, знания не доминируют, прежде всего - это понимание. Наиболее эффективны при обучении активизирующие и интерактивные методы работы с детьми. Необходимо обратить внимание на полное соответствие теории и практики, если мы говорим, что у ребенка есть право высказывать свое мнение, то в последующем мы должны предоставить ему такое право. Главная задача это создание безопасной и богатой образовательной среды, которая стимулирует и мотивирует к обучению. Акценты нужно ставить на обучение навыкам и сотрудничество. Подход к обучению должен быть проблемным, а не предметным, что подразумевает рассмотрение ситуаций и проблем повседневной жизни на предмет соответствия правам ребенка. Фундаментом работы с детьми являются ценности, то есть непосредственно права, как критерии принятия решения в повседневной работе.
Информацию подготовил юрисконсульт
ГУО “Брестский областной ЦКРОиР” О.С.Пекач