Развитие инклюзивного образования в Республике Беларусь 

18.11.2020

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    В настоящее время в Республике Беларусь принимаются следующие меры для расширения возможностей детей с ОПФР в условиях образования:

 

  • в проект новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании внесены изменения и дополнения, касающиеся ориентации государственной политики в области образования на принцип инклюзии в образовании, обеспечивающий равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося (одаренного, талантливого, обучающегося, индивидуальные потребности которого обусловлены его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами);
  • реализуются экспериментальные проекты, направленные на развитие инклюзивных процессов в образовании;
  • проводится работа по созданию адаптивной образовательной, в том числе безбарьерной, среды в учреждениях образования;
  • ведется активная информационно-просветительская работа по формированию инклюзивной культуры, толерантного отношения к проблеме инвалидности на всех уровнях системы образования;
  • проводятся республиканские, областные и региональные мероприятия с участием детей с ОПФР, в том числе с инвалидностью, и их сверстников;
  • осуществляется оптимизация специальных школ (специальных школ-интернатов) (за последние 10 лет их количество сократилось на 38,3 %);
  • создан Институт инклюзивного образования на базе факультета специального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», осуществляющий подготовку педагогических кадров для работы с детьми с ОПФР;
  • при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) открыт Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования;
  • в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования обеспечивается персональное сопровождение в образовательном процессе обучающихся с аутистическими нарушениями и т.д. 

В Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 250 «Об утверждении государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы» приоритетными задачами в развитие системы специального образования (подпрограмма 3) являются:

  • развитие инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития;
  • сохранение доступности и вариативности образования для лиц с особенностями психофизического развития.

Реализация мероприятий по решению этих задач позволяет обеспечить достижение целевых показателей по:

  • доле обучающихся с особенностями психофизического развития, получающих образование в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования;
  • охвату детей с особенностями психофизического развития ранней комплексной помощью.

Статистические данные по Брестской области: 

  • По состоянию на 15.09.2020 года на учете в областном банке данных о детях с ОПФР состоит 20 584 ребенка, что на 606 больше чем в 2019/2020 учебном году. 
  • Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в Брестской области по состоянию на 15.09.2020 года составляет 100 %

В Брестской области проводится целенаправленная работа по созданию оптимальной сети учреждений и структур специального образования, которая ежегодно совершенствуется в соответствии с численностью детей с ОПФР.

Информацию подготовил юрисконсульт

 ГУО “Брестский областной ЦКРОиР” О.С.Пекач

поделиться в: