Игры с мячом
27.11.2024Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого материала. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится в первые дни занятий. Дети очень подвижны, внимание неустойчивое, повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой? Практика применения мяча в коррекционной работе показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности, развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ, помогает ориентироваться в пространстве. Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые.
В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела: - развитие фонематического слуха; - закрепление правильного произношения и дифференциация звуков; - развитие словаря, грамматического строя речи; - развитие мелкой моторики.
Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
- Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем вместе звук»
Когда услышите звук (А), стукните мячом об пол, поймав мяч, повторите этот звук.
- Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.»
Взрослый: «Я буду называть гласные звуки, когда услышите звук (У), подбрасывайте мяч».
- Игра «Стучалочка» - «Звуки я сказать хочу и по мячику стучу».
Взрослый и ребёнок сидят, мяч зажат у каждого между коленями, взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу, ребёнок повторяет.
Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
- Игра «Звуки, слоги повторяем»
Ход игры: «С мячиком будем мы играть, звуки, слоги называть».
- Игра «Лови да бросай»
Ход игры: «Лови да бросай, слово новое узнай, заменить один звук на другой, и узнай новое слово (рак-лак)».
- Игра «Раз, два, три»
Ход игры: «Раз, два, три, мяч бросай слоги называй и повторяй».
Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
- Игра «Ловко мяч бросай, и цветы мне называй»
Ход игры: Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно. Ребенок возвращает мяч, называет относящиеся к этому обобщающему понятию цветы.
- Игра «Кто, где живет»
Ход игры: «Кто в берлоге, кто в норе? Кто в гнезде, а кто в дупле. Мяч скорей ты мне бросай и дома животных, птиц называй».
- Игра «Кто как передвигается»
Ход игры: «Мяч бросай и называй, кто летит, кто ползет, кто плывет?»
Игры с мячом для развития мелкой моторики
- Игра «Спираль»
Не ползет и не бежит, над цветком она кружит, за витком идет виток. Вот и села на цветок.
Ход игры: ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.
- Игра «Времена года»
Ход игры: ребенок прокатывает, мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев.
Следует отметить, что использование в работе с детьми игр с мячом помогает:
- отвлечь внимание ребенка от речевого дефекта и побуждает к общению;
-освобождает детей от утомительной неподвижности на занятиях;
-помогает разнообразить логопедическую деятельность;
-развивает мелкую, общую моторику;
-помогает обогатить, расширить словарь детей.
Также всё это создает необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Список литературы:
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом .- СПБ., 2009
Сергиенко Г.Н. Учимся говорить, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ- Воронеж.,2006.
Учитель-дефектолог УО «БОЦКРОиР» Марковская Л.А.