Как родителям помочь в развитии детей раннего возраста с 1 года до 3 лет

23.05.2024

Каким бы ни было разнообразие групп раннего развития, основная ответственность за ребенка в раннем детстве все же лежит на родителях. Поэтому именно им следует выработать определенную стратегию развития и заниматься со своим малышом регулярно — тогда результат будет достигнут достаточно быстро.

Психологическая атмосфера и развитие ребенка

Ранний возраст — период, когда ребенок зависит от родителей и от атмосферы в семье. Негативное влияние на развитие в этот период окажет слишком авторитарный стиль воспитания, который часто приводит к полному подавлению инициативы ребенка. Гиперопека (которая характерна для родителей с поздними детьми) также не обеспечивает ребенку свободы действий и неблагоприятно скажется на развитии ребенка. Наконец, агрессия в отношении к такому малышу может не только отрицательно повлиять на его развитие, но и спровоцировать появление различных психологических травм.

Напряженность, существующая между супругами, оказывает большое влияние на развитие ребенка даже в том случае, если конфликт не является очевидным, поэтому лучше сразу решать подобные проблемы — они вносят дискомфорт не только между родителями, но и плохо влияют на малыша.

Исходя из всего этого, лучшая атмосфера для развития ребенка — это гармоничные отношения между его родителями, а также правильная стратегия воспитания, которой придерживаются оба родителя. Важно, чтобы ребенок чувствовал одобрение, так как это воспитывает в нем уверенность в себе и собственных силах. А вот критика вполне может спровоцировать нежелание делать что-то в следующий раз.

 

Игры и занятия с детьми:

Существует огромное количество развивающих методик и занятий, которые используются в группах раннего возраста. Однако есть много упражнений, которыми могут заниматься с ребенком сами родители.

Физическое развитие

Здоровый в физическом плане ребенок эффективнее развивается и с психологической точки зрения, а так как большинство детей уже в год начинают ходить, для физического развития им необходимо обеспечить достаточно двигательной активности. Однако навязывать упражнения им не стоит — достаточно превратить все в увлекательную игру, и малыш с удовольствием сам выполнит нужное действие.

В год нужно стимулировать ребенка ходить, поэтому стоит почаще просить его подойти и посмотреть/взять/принести определенный предмет. Вместе с тем, как развивается моторика и координация, становятся сложнее и упражнения. Комплекс гимнастики для детей раннего возраста не стоит делать слишком длинный — малыши быстро утомляются, и 5-6 упражнений по 3-5 повторов будет вполне достаточно.

Упражнения могут включать ходьбу на определенное расстояние, перемещение по наклонной поверхности, освоение приставных боковых шагов и другие действия, доступные ребенку. В подборе упражнений рекомендуется исходить из уровня развития самого малыша, постепенно усложняя упражнения.

Развитие речи

Раннее детство — сензитивный период для развития речи, поэтому с года до трех лет нужно уделить максимум внимания именно этому моменту. Важно помнить о том, что речевые центры напрямую связаны с мелкой моторикой рук, поэтому всевозможные пальчиковые игры обязательно должны присутствовать в программе развития детей раннего возраста. Полезны будут и игрушки, развивающие мелкую моторику.

Собственно развитие речи можно разделить на два направления: развитие понимания речи и формирование активной речи ребенка.  В ходе развития понимания происходит увеличение пассивного словаря, и для этого лучше использовать предметы, с которыми малыш сталкивается в своей повседневной жизни.  Ребенка нужно знакомить с существительными, глаголами, прилагательными, при этом важно не только осваивать новые слова, но и повторять старые. Можно использовать специальные пособия с картинками, а можно и заниматься с малышом в любой ситуации — например, показывать и называть новые предметы на прогулке.

Для развития активной речи необходимо стимулировать ребенка говорить. В этом случае можно использовать всевозможные стихи, в которых малышу предлагается договорить окончание, однако важно, чтобы это стихотворение было уже знакомо ребенку ранее. Другим хорошим средством развития активной речи являются наглядные пособия, игрушки самого ребенка.

Очень многое в развитии речи зависит от того, сколько и как родители общаются с ребенком. Логопеды утверждают, что с детьми нужно разговаривать как можно больше, однако не «сюсюкать» и говорить правильно — так как ребенок строит свою речь в раннем возрасте на основе подражания речи взрослого, неправильное произношение будет также скопировано.

Развитие моторики

В развитии моторики ребенка можно выделить две позиции:

  • мелкая моторика, которая включает точные движения рук, а также действия, требующие скоординированности между движениями рук и глаз.
  • общая моторика, то есть движения отдельных групп мышц тела.

Для развития мелкой моторики подойдут различные пальчиковые игры, а также действия, которые так или иначе требуют точного движения рук. Это лепка, рисование, зашнуровывание ленточек, застегивание пуговиц, перебирание сыпучих предметов и все, на что может хватить фантазии у родителей. Можно приобретать специально разработанные развивающие игрушки, а можно и задействовать доступные предметы: пуговицы на одежде, коробочки с крупами на кухне, тесто, из которого планируете делать пирожки, и многое другое.

Для развития крупной моторики подойдут любые активные игры, соответствующие возрасту ребенка и требующие от него точного выполнения действий. В первую очередь это игры с мячом, который можно катать, бросать и ловить. Перемещение по ступенькам — еще один вариант для развития крупной моторики; ходьба вверх и вниз, передвижение по ступенькам боком помогут малышу в развитии. Многие дети раннего возраста начинают осваивать трехколесные велосипеды, и это тоже отличный тренажер для развития крупной моторики.

Творческое развитие

Творческое развитие ребенка в раннем детстве строится вокруг игр и предметов, которые можно использовать по-разному. Это могут быть:

  • мешочек с крупой или бобами. Этот мешочек можно ощупывать, подбрасывать, закинуть в коробку или положить себе на голову, в общем, делать все, что заблагорассудится. Предложите ребенку самому придумать как можно больше действий для этого предмета.
  • принадлежности для рисования. Рисование — отличный способ развития творческих способностей малыша; первоначально его увлекает сам процесс, при котором ручка или карандаш (а в случае с пальчиковыми красками — собственная рука) оставляет след на бумаге, а в дальнейшем ребенок уже стремится изобразить что-то конкретное.
  • пластилин. Этот материал дает возможность создавать объемные фигурки и преобразовывать их во что-то другое. Покажите малышу, как лепить простые формы, а затем по мере развития усложняйте задания.
  • музыка. Танец — один из способов творческого самовыражения, поэтому включите несложную мелодию и предложите малышу танцевать под нее, как ему захочется. В дальнейшем можно показать ему самые простые движения для того, чтобы он включил их в свой танец.

Существует множество других способов развивать творческие способности малыша. Родителям, которые лучше всех остальных знают своего ребенка, не составит труда выбрать и предложить из всего этого многообразия то, что понравится наверняка. Однако концентрироваться на одном виде деятельности не стоит, поэтому лучше обеспечить малышу разнообразие в таких занятиях.

Развитие в раннем возрасте идет интенсивными темпами, и родители детей с года до трех постоянно удивляются, как быстро растет их кроха и как много он успевает освоить. Но то, как будет протекать это развитие, зависит от обстановки в семье и от того, как занимаются с ребенком, поэтому уделите малышу максимум внимания в этот период — и он будет радовать вас своими достижениями.

Информацию подготовила

Романовская О.Г., учитель-дефектолог

ГУО «Брестский ОЦКРОиР»

по материалам информационных ресурсов.