Развитие речи у детей по возрастам
31.01.2024Овладение речевой функцией – сложный процесс. Он заключается в умении с помощью слов выражать свои эмоции, желания и мысли. Также необходимо освоить правильную дикцию, научиться грамотно строить предложения, и понимать смысл произносимых фраз.
Первый этап развития речи начинается еще в младенчестве. Успех этого начинания определяется особенностями окружающей среды, характером воспитания дома, в детском саду и школе. Рассмотрим подробнее, как формируется речевой аппарат, от каких факторов зависит его развитие и как стимулировать процесс.
Когда развивается речь ребенка?
Речевое развитие каждого малыша глубоко индивидуально. Поэтому специалисты в данном случае не устанавливают строгих норм. Для определения уровня развития принимается во внимание количество слов, используемых малышом для общения и его пассивный словарный запас. Речь идет о словах, которые знает ребенок. Если он не разговаривает, но при этом понимает речь взрослых, то нет причин беспокоиться.
Условные стандарты, разработанные для раннего и младшего дошкольного возраста, предусматривают следующее:
крик в возрасте от одного до трех месяцев;
протяжные звуки и смех в период от 3 месяцев до полугода;
лепет (произношение простых слогов) – 6 месяцев;
подражание звукам – 7-8 месяцев;
первое слово – 9-11 месяцев. Как правило, это сочетание простых звуков, например, ма-ма или ба-ба. Первое слово необязательно будет узнаваемым. Нередко оно представляет собой набор звуков. Но от обычного лепета его отличает повторение малышом при схожих обстоятельствах. Так, заведя собаку ребенок может сказать «бака». В раннем возрасте допускается такое сокращение привычного слова. Главное – чтобы малыш использовал его для обозначения конкретного объекта. Для ускорения развития родителям нужно избегать применения «детского» языка. Так, вместо «бибики» нужно говорить машина;
составление первых фраз в возрасте от 1 года до 1,5 лет. Это следующий этап психоречевого развития. В возрасте 1-2 лет ребенок использует уже несколько слов. Еще через год он добавляет глаголы и предлоги;
увеличение длины фраз. В возрасте от 2 до 3 лет малыш начинает употреблять вопросительные слова. Он уже способен запомнить простой стишок или потешку;
появление внятной речи, которую способен понять посторонний человек, происходит в 3-4 года. Фразы увеличиваются, в среднем они состоят из 2-4 слов;
пятилетних детей называют почемучками за их активное желание познать мир, из-за чего они постоянно задают множество вопросов. При отсутствии фразовой речи желательно проконсультироваться с профессионалом. Специальные занятия позволят скорректировать имеющиеся недочеты и заложат фундамент для полноценного развития речевого аппарата.
О возможной задержке психоречевого развития говорят следующие обстоятельства:
сложности с пережевыванием пищи;
отсутствие визуального контакта;
невнятная речь;
обильное выделение слюны;
отсутствие адекватной реакции на высказанную взрослыми просьбу из-за ее непонимания.
При наличии таких симптомов или значительном расхождении с приведенными выше нормативами желательно проконсультироваться со специалистом. Он поможет определиться с причинами задержки развития и составит план действий на будущее.
Проблемами нарушения речевого аппарата занимаются психологи, логопеды и неврологи.
Что влияет на развитие речи?
Развитие речи у детей зависит от следующих факторов:
Слуховое внимание. Существует несколько видов слуха, в том числе, речевой и музыкальный. Слишком стремительное развитие первого замедляет формирование второго. Для достижения баланса родителям нужно петь малышу и включать музыку.
Моторное развитие. Оно напрямую связано с языковым развитием. Поэтому игры должны задействовать тело, в особенности мелкие мышцы и органы чувств. Это поможет ребенку быстрее освоить речевую функцию.
Интеллектуальный рост. Часто малыш произносит фразы, не имеющие смысла для родителей. Не стоит воспринимать их как свидетельство невысокого интеллекта. Ребенок пытается выразить свои эмоции и желания, используя имеющийся словарный запас. Специалисты не рекомендуют помогать ему, исправляя ошибки, ведь это препятствует естественному развитию речевого аппарата.
Эмоциональная составляющая. Процесс развития речи во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми. Если контакт есть, малыш старательно повторяет слова и действия родителей, что способствует раннему формированию речевой функции. Дети, лишенные эмоциональной взаимосвязи, значительно отстают в этом вопросе.
Общение. Речь – это не только выражение эмоций и желаний. Чтобы развивать ее, малыш должен постоянно общаться. Именно так он увеличивает словарный запас и совершенствует речевые функции.
Как стимулировать речь ребенка?
Для развития речи необходимо:
Читать малышу книги. Они должны подходить его возрасту, иначе такое занятие покажется ребенку слишком скучным.
Изучать картинки. Сначала маме нужно описать словами изображения, а затем передать инициативу малышу.
Слушать песни и вместе танцевать.
Поддерживать исследовательский интерес ребенка. Для этого нужно не отмахиваться на его многочисленные вопросы, а стараться подробно на них отвечать.
Обеспечивать малышу новые впечатления, а затем вместе обсуждать эмоции от увиденного.
⛔Родители должны контролировать собственную речь, не допуская грубых и нецензурных выражений.
✅Отличные результаты дают занятия пальчиковой или артикуляционной гимнастикой. Также существуют разнообразные игры для развития мелкой моторики. Преимущество такого подхода – возможность заниматься в домашних условиях.
Правила развития речи
Двух одинаковых детей не существует. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с соседскими ребятами, которые еще в полгода сказали первое слово. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов, что на развитие речи детей раннего возраста значительно влияет окружающая среда. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:
Младенческий возраст – не помеха для разговоров с малышом. Ведь формирование речевых функций начинается задолго до произношения первых слов. Малыш воспринимает невербальные сигналы в виде улыбки, интонации, что в дальнейшем способствует формированию вербального общения.
Оставить красноречие на потом. Раннее детство – не лучший период для произнесения пространных монологов. Малышу сложно воспринимать длинные предложения. Чтобы ребенок быстрее освоил речь, она должна состоять из простых фраз, доступных его пониманию.
Демонстрация практического применения речи. Малышу нужно показать, как действует слово. Хорошее упражнение – отдать ребенку заинтересовавший предмет в ответ на его просьбу. Это наглядно покажет взаимосвязь между речью и действием.
Развитие моторики. Причем нужно уделять внимание не только мелкой моторике, представленной занятиями по лепке, играми с мозаикой и шнуровкой. Не менее важный момент – развитие крупной моторики. Поэтому при возможности нужно отдать ребенка на танцы или спорт.
Пение. Проще всего осваивается мелодичная речь. Чем чаще мама использует потешки или частушки, тем быстрее малыш начнет говорить. При этом наличие слуха необязательно, ребенок воспринимает певучий мотив.
Реакция на речь малыша. «Продуктивность» мамы зависит не от количества времени, проведенного с ребенком. Определяющий фактор – наличие двусторонней связи. Мама, целый день не выпускающая из рук смартфона, уделяет малышу меньше времени, чем женщина, полностью посвятившая 1 час играм, чтению или другому совместному времяпрепровождению.
Поощрение фантазии. Необходимо приветствовать желание малыша к сочинению сказок и историй, героями которых выступают домашние любимцы, игрушки или мультяшные персонажи. Можно подтолкнуть ребенка, задавая ему вопросы: а что произойдет, если собака попадет на необитаемый остров? Мама должна демонстрировать интерес к рассказу, улыбаясь и кивая малышу.
Соблюдение последовательности действий. Для успешного освоения навыка важна регулярность занятий. Лучше каждый день читать с ребенком по полчаса сказку, чем раз в неделю посвящать этому занятию несколько часов. Чередование разных инструментов (чтения, пазлов, логических игр) способствует лучшему усвоению материала. Важно задействовать как можно больше органов чувств малыша. Такой подход обеспечит гармоничное развитие речи.
Больше всего времени с детьми проводит мама. Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов.
Особенности возраста
Для разных возрастных групп разработаны определенные стандарты, позволяющие отслеживать динамику развития речевого аппарата.
Развитие речи у детей 1-2 лет
Особенность этого возраста – активное формирование экспрессивной речи. Показателем развития выступает понимание малышом обращенных слов. В 1 год пассивный словарь гораздо шире активного. Малыш применяет слова для обозначения простых действий или предметов. К двум годам он начинает говорить фразами. Он активно применяет жесты и мимику, что придает его речи эмоциональную окраску. Но произношение пока не отличается четкостью.
Словарь в большинстве состоит из существительных. Постепенно ребенок начинает осваивать глаголы и прилагательные. К двум годам малыш использует речь как основной инструмент общения.
Развитие речи у детей 2-3 лет
В этом возрасте происходит активное расширение запаса слов. В словаре появляются предлоги и местоимения. Ребенок использует прилагательные для характеристики предметов, например, круглый, теплый, красный. Пока рано требовать от малыша правильного применение грамматических норм, он нередко ошибается с падежами, числами и родами. Одновременно улучшается произношение, благодаря чему даже посторонние понимают речь ребенка.
Развитие речи у детей 3-4 лет
В этом возрасте малыши используют фразы из нескольких слов. Они могут назвать свое имя и пол, определить характеристики простых объектов – игрушек, предметов мебели, продуктов и частей тела.
В трехлетнем возрасте ребенок уже способен воспринимать сказки и рассказы. Также он может сам рассказать об увиденном, используя несколько простых предложений. Но даже хорошо развитый речевой аппарат не исключает недостатков в виде неправильного произношения некоторых звуков.
Вывод
Малышу с самых первых дней совершенно необходимо сенсорное воспитание, то есть возможность развивать свои чувства. Он должен трогать разные по фактуре, температуре и размеру предметы, узнавать формы и цвета, играть с песком и водой и т. д. Именно это – необходимая база для более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.
Занятия должны быть в первую очередь увлекательной игрой, а не тренингом по расписанию. И не забывайте, что главная родительская методика – интуиция и любовь к ребенку.
Информацию подготовила
Романовская О.Г., учитель-дефектолог
ГУО «Брестский ОЦКРОиР»
по материалам информационных ресурсов.