Дышим правильно – говорим легко
30.01.2024Роль дыхания (физиологического и речевого) огромна! Физиологическое дыхание выполняет функцию газообмена, а речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков голоса.
Речь является основной составляющей общего здоровья человека. В последнее время нашими коллегами разработано огромное число инновационных приемов и методов, применяемых для детей дошкольников.
Речь и ее несовершенство у дошкольников выражается в том, что у них очень слабый вдох и выдох, мы говорим на выдохе и чем длиннее выдыхаемая воздушная струя, тем длиннее фраза. Дети говорят тихо, едва слышно, до 2-х лет не умеют говорить шепотом, не умеют экономно расходовать воздух на всю фразу. Иногда выдоха хватает только на одно слово, остальная фраза договаривается невнятно или проглатывается, иногда ребенок старается торопливо произнести фразу без перерыва на вдохе с «захлебыванием» или с толчкообразным выдохом. Слабый выдох или неправильно направленная воздушная струя приводит к искажению звуков. В связи с этим формирование речевого дыхания у дошкольников является задачей для всех сотрудников детского сада, необходимо учить дышать детей через нос. Привычка дышать через рот очень сказывается на организме, приводя к различным заболеваниям щитовидной железы, гортани, всей дыхательной системы. Носовое дыхание благоприятно сказывается на кровеносной системе, сосудах головного мозга, что улучшает умственное и психическое развитие детей. Дыхание предохраняет мозг, включает рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока. Есть такая наука – кинезиология – о развитии головного мозга через движение, в которой немаловажную роль играет дыхание. Эта наука существует 200 лет, кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Клеопатра, которая своей молодостью и красотой обязана кинезиологии. Единство мозга складывается из деятельности 2-х полушарий, тесно связанных между собой межполушарными связями, развитие их является основой интеллекта. Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи кинезиологических упражнении, учитывая функции (левое -математическое, правое - гуманитарное).
Выполняются кинезилогические упражнения на координацию дыхания.
Глубокий вдох – во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди, ладони вверх. Задержать дыхание 4-6 сек. Сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» на ладошке).
Медленный выдох – выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно два квадрата из одной точки, один слева, другой справа.
Упражнение «Певец» – на координацию дыхания.
Глубокий вдох, руки медленно через стороны вверх, задержка дыхания 2 сек.
Выдох с открытым сильным звуком ААА-ООО.
Всем известна парадоксальная гимнастика М.Стрельниковой. Она способствует увеличению объема вдоха и выдоха, почему парадоксальная, потому что вдох делается при движении, сжимающем грудную клетку, вдох активный носом, пассивный выдох, сжимание грудной клетки 8 раз.
Благодаря компьютерным технологиям был разработан уникальный метод БОС – биологической обратной связи, автор ее В. Сметанкин. Этот метод создан для регуляции речевого дыхания, а обратная связь является основой законного метода. Это компьютерная программа, где посредством анимационных сюжетов делается доступной информация для детей, ребенок очень быстро овладевает диафрагмальным дыханием. Методика предполагает не только обучение дыханию животом, но и контроль за гармонией дыхания и сердца, а сочетание методики БОС с общепринятыми традиционными вариативными играми превращает эту процедуру в занимательную игр. Ведь в древних писаниях говориться: «Физическая мощь человека зависит не только от питания, сколько от правильного дыхания, управляя дыханием, мы управляем всем». Чтобы научиться диафрагмальному дыханию, необходимо подготовить носовой аппарат, для этого широко применяется точечный массаж.
Воздействуя на точки – поглаживанием, растиранием, пощипыванием, мы расслабляем мышцы, успокаиваем нервы, напряжение, снимаем болезненность. Дети обучаются самомассажу.
Комплекс самомассажа БАТ, способность нормализации носового дыхания
Поглаживание носа, от кончика к переносице. Сделать вдох, на выдохе постучать по ноздрям;
Постучать по крыльям носа;
Погладить нос и его придаточные пазухи.
Для детей самомассаж в стихотворной форме.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо, и носик теплом ладошек согреваем,
Грабельки сгребают все плохие мысли
Носик растираем вверх-вниз – 2 раза
Ушки растираем вверх-вниз – 2 раза
А теперь еще раз погладим носик и щечки
Щечки разминаем, чтобы надувались
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
Расслабление мышц артикулярного аппарата
1.Точка под носом;
2.Точка под губой;
3.Две парные точки в углах рта;
4.Круговая мышца рта.
После массажа приступаем к дыхательным упражнениям.
С 2-х лет – обучение пению на вдохе 2-3 гласных.
С 3-х лет – 3-4 гласных на выдохе с мимикой, жестами, звукоподражанием.
С 4-х лет – диафрагмальное дыхание; на выдохе произносить пословицы, загадки.
С 4-х летнего возраста – обучение диафрагмальному дыханию
Лежа на спине, игрушка кладется на живот, вдох – живот поднимается с игрушкой, выдох – опускается.
Игры на формирование правильного вдоха.
Подуть на шарик от пинг-понга, перышко, снежинку.
Надуть шарик.
Сидя за обеденным столом, подуть на горячий чай, суп, компот.
Подуть на кораблик на воде, карандаш, свечку.
Выдувание мыльных пузырей
Дудочка, свисточек.
Погреем руки.
Сочетание дыхательной гимнастики с релаксацией, музыкой, пальчиковыми играми оказывает неоценимое положительное влияние на психику. Даже самые вредные эмоции преподносятся в виде забавных положительных персонажей.
Все приемы и методы дыхательной гимнастики в сочетании с точечным массажем, которые используются с целью оздоровления детей, положительно влияют на коррекционный процесс, улучшают познавательную, речевую, деятельность.
Информацию подготовила
Марковская Л.А., учитель-дефектолог
ГУО «Брестский ОЦКРОиР»
по материалам информационных ресурсов