Дышим правильно – говорим легко

27.12.2022

Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразование. Речевое дыхание имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.

Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох – выдох – остановка. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Основа внешней (произносительной) речи – дыхание. От его правильности зависят чистота и красота голоса и его изменений (тональных оттенков).

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает, является основой голосообразования; формирования его речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми.

Различают три типа дыхания: верхнереберное, грудное, груднобрюшное (оно же диафрагмально-реберное). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – груднобрюшной.

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.

Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, а в дальнейшем формировать речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности.

♦ Развитие груднобрюшного типа дыхания.

♦ Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.

♦ Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:

добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;

на одном выдохе произносить 3-4 слога;

правильно произносить фразу из 2-3 слов;

слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;

слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5-6 слов;

слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные фразы;

сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.

 

Дыхательно-гимнастические упражнения для развития физиологического дыхания

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:

не переутомлять ребенка, т.е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;

следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;

чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;

движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Цели:

активизировать мускулатуру шеи, наружные и внутренние мышцы гортани;

укреплять мышцы брюшной полости;

осуществлять вентиляцию легких для подготовки голосового аппарата к фонации.

Дышим попеременно

И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 – вдох и выдох через нос; 2 – вдох через нос, выдох через рот; 3 – вдох через рот, выдох через нос; 4 – вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6 – вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 –  вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 – вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Послушаем свое дыхание

И.п.: стоя (сидя, лежа). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине ребёнок прислушивается к собственному дыханию и определяют:

куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе;

какое дыхание: поверхностное или глубокое;

какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с определенным интервалом (паузой);

дыхание тихое, неслышное или шумное.

Дышим тихо, спокойно и плавно

И.п.: стоя (сидя, лежа). Если сидя, спина ровная, глаза закрыты. 1 – медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет; 2 – плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполнять бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная ладонь не ощущала струю воздуха.

Подыши одной ноздрей

И.п.: сидя (стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено). 1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки; 2 - левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох; 3 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». Повторить 3-4 раза.

Воздушный шар

И.п.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. 1 – ладони лежат на животе; 2 – медленный плавный вдох, без каких-либо усилий живот медленно поднимается вверх и раздувается, как воздушный шар; 3 – медленный плавный выдох, живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.

Игры и упражнения для развития ротового выдоха

Цели:

развивать длительный, непрерывный ротовой выдох;

активировать губные мышцы.

Осенние листочки

Оборудование: несколько сухих разноцветных листьев деревьев.

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев.

Инструкция. По команде медленно набирать воздух через нос. Следить, чтобы не поднимались плечи. Вытягивать губы трубочкой. Дуть на листочки, не раздувая щек. Повторить 3-5 раз.

Лети, бабочка

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Перед началом занятия к каждой бабочке нужно привязать нитку длиной 20-40 см, прикрепить их к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Рыбки

Оборудование: 2-3 яркие бумажные рыбки.

На уровне рта ребенка подвесить на ниточках разноцветные рыбки. Давайте сделаем так, чтобы наши рыбки начали весело играть. Смотрите, я дую на них, и они плывут. Взрослый показывает, как дуть на рыбок.

Снег идет!

Оборудование: кусочки ваты.

Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает про зиму. Представьте, что сейчас зима. На улице падает снежок. Давай подуем на снежинки!

Самолеты летят

Оборудование: 2-3 бумажных самолета.

На уровне рта ребенка на ниточках подвешены бумажные самолетики.

Давай сделаем так, чтобы самолетик полетел. Подуй на них вот так.

Взрослый показывает, как правильно дуть, чтобы «полетели» самолетики.

В гости к Мухе-цокотухе

Оборудование: 2-3 бумажных насекомых.

Перед ребенком на ниточках висят бумажные насекомые.

Пчела, шмель, бабочка очень спешат в гости к Мухе-цокотухе. Давай поможем им. Подуй на них, и они полетят быстрее.

Футбол

Оборудование: легкий пластмассовый шарик, 2 кубика.

На столе, на небольшом расстоянии друг от друга, стоят два кубика – это «ворота».

Попробуй забить в ворота гол. Посмотри, как я это сделаю.

Плыви, кораблик!

Оборудование: пластмассовые кораблики, таз с водой.

На невысокий стол взрослый ставит таз с водой, в котором плавают пластмассовые кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде взрослого ребёнок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на парус своего кораблика.

Мыльные пузыри

Оборудование: пузырек с мыльным раствором.

Сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их, затем предлагает ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

По команде взрослого ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно выдувать мыльные пузыри.

Оркестр

Оборудование: различные детские духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

Взрослый раздает детям дудочки и предлагает поиграть на них. По команде взрослого ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно играть на дудочке.

Вертушка

Оборудование: игрушка-вертушка.

Перед началом игры взрослый делает игрушку-вертушку. Можно изготовить ее из бумаги и деревянной палочки.

Взрослый показывает ребенку вертушку. На улице демонстрирует, как она начинает вертеться от дуновения ветра, затем предлагает подуть на нее самостоятельно.

Катись, карандаш!

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка лежит карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает подуть ребенку.

 

Статью подготовила Марковская Л.А.,

учитель-дефектолог ГУО «Брестский областной ЦКРОиР»,

по материалам пособия А.А.Гуськова «Развитие речевого дыхания детей»