НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. ЧТО ЭТО?

29.04.2022

Для Вас, родители! 

НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. ЧТО ЭТО?

  С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Часто родители на первый план выдвигают преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивают значение развития слоговой структуры слова. Когда ребёнок смешно «коверкает» слова, для некоторых родителей это выглядит забавно. Однако, если даже в простых словах ребенок переставляет, пропускает, меняет местами слоги – логопед обязательно скажет родителям, что есть нарушение слоговой структуры слова. Её коррекция является одной из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

  Как проявляется нарушение слоговой структуры слова? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения. Например, ребенок сокращает, переставляет слоги, уменьшает количество слогов в простых по структуре словах:

  • вместо «лиса» говорит, например, «ся» (двухсложные слова, состоящие из 2-х отрытых слогов, типа «коза, лиса, муха). Важно отметить, что, если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной!  Или, например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры;
  • «ко» вместо «кот», «ом» вместо «дом» (односложные слова, состоящие из одного закрытого слога);
  • «ляко» или «лямоко» вместо «молоко», «сина» вместо «машина», «лесё» вместо «колесо» (двухсложные слова, состоящие из 3-х открытых слогов типа «радуга», «мимозы» и т.п.);
  • абрисы слов, например, «патина» вместо «машина», «тютики» вместо «кубики».

  Фразы ребенка могут выглядеть так: «Да пи тё! Ки бах. Мяу ням ляко» (Дай пить сок! Кошка упала. Кошка лакает молоко.)

  Такое состояние речи говорит о тяжелой степени нарушения слоговой структуры слова и, если такова речь ребенка, которому исполнилось уже 3 года, надо обращаться к логопеду. Следует провести курс занятий с целью преодоления нарушений слоговой структуры малыша.

  Часто дети даже в 4 года допускают множество ошибок в более сложных по структуре словах, пропуская простые звуки, которые отдельно (изолированно) дети могут легко и правильно произносить. 

Например:

  • «кут» вместо «кнут», «так» вместо «танк», «кес» вмест «кекс» (односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова);
  • «атобус» вместо «автобус», «асин» вместо «апельсин», «кечик» вместо «кузнечик» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом);
  • «матёшка» вместо «матрёшка», «япочка»» вместо «лампочка» (трехсложные слова с тремя стечениями согласных);
  • «сковода» или «скова» вместо «сковородка», «весипед» вместо «велосипед» (четырехсложные слова с одним или двумя стечениями согласных).

  Речь ребенка может звучать так: «Мачику полялили весипед. Бабушка жалит на соводе катету. Атобус едет быстло, а чепаха позёт медено. Кеновый лист упал на афальт.» (Мальчику подарили велосипед. Бабушка жарит на сковороде котлету. Автобус едет быстро, а черепаха ползёт медленно. Кленовый лист упал на асфальт.)

  Такая речь уже насыщена, казалось бы, сложными словами, но во многих словах есть перестановки, потери или замены слогов. И это не замечается родителями. А зря!  Ведь правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка. Стойкие нарушения в слоговой структуре являются одним из критериев, которые характеризуют ОНР (общее недоразвитие речи).

  А значит – такие нарушения в произнесении слов должны родителей насторожить и явится поводом к срочному походу к логопеду. 

Нормы развития слоговой структуры слова

у детей разной возрастной категории:

3 года: воспроизведение слов, состоящих:

  • из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
  • из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
  • из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

  • из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…);
  • из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:

  • назвать предметные картинки;
  • повторить слова за взрослым;
  • ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

  Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

  Дети школьного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:

  • чтение слов сложной слоговой структуры;
  • чтение предложений, насыщенных словами разного типа;
  • чтение скороговорок;
  • списывание сложных слов и предложений.

Успехов Вам и Вашим детям, дорогие родители!

Подробнее о сенсорном развитии вы можете прочитать в следующих книгах:

  1. Агранович З.Е.«Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей», С-Пб., «Детство -Пресс», 2000.
  2. Бабина Г.В. Анищенкова Т.С.«Нарушение слоговой структуры слова у учащихся школы ТНР и их влияние на овладение грамотой». Сб. «Принципы и методы коррекции нарушений речи», С-Пб., Образование, 1997, (С. 192-202).
  3. 3. Маркова А.К. «Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией». Сб. «Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Левиной Р.Е., М.,1961.

Информацию подготовила учитель-

дефектолог ГУО «Брестский ОЦКРОиР»

Микулич О.Г.

по материалам информационных ресурсов