Применение кинезиологических упражнений родителями с детьми в домашних условиях
24.03.2022«Движение может заменить лекарство,
но ни одно лекарство не заменит движения»
врач Симон-Андре Тиссо
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья применяются кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения помогают создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Примерами кинезиологических упражнений являются:
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- телесные упражнения;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- упражнения на релаксацию.
При таких видах деятельности, как плетение, вырезание из бумаги, выкладывание узора из мозаики, используются движения первых трех пальцев, которые обычно активны и в быту. Два последних пальца: безымянный и мизинец – в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя в упражнениях безымянный палец и мизинец, мы на треть снижаем поступление импульсов в двигательную зону коры головного мозга.
Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных связей.
Практическое применение кинезиологических упражнений с детьми с ОПФР показывает, что наиболее эффективными являются упражнения для развития мелкой моторики и телесные упражнения.
Приведем примеры некоторых из них.
Упражнение «Ожерелье» предназначено для развития мелкой моторики и заключается в поочередном перебирании пальцев рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке – от указательного к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочерёдно каждой рукой, затем одновременно. Приветствуется ускорение при выполнении данного упражнения.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» заключается в последовательной смене трех положений руки на плоскости стола.
Упражнение «Лезгинка» выполняется следующим образом. Левая рука складывается в кулак, большой палец отставляется в сторону, кулак разворачиваете пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно сменяется положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций.
Упражнение «Зеркальное рисование»: чистый лист бумаги прикрепить к столу, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, линии, цифры. Перед выполнением упражнения можно прорисовать изображение в воздухе поочередно каждой рукой и двумя руками одновременно.
Упражнение «Ухо – нос» относится к телесным упражнениям. Техника его выполнения заключается в следующем. Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение «Перекрестное марширование» также относится к телесным упражнениям. Техника выполнения заключается в следующем. Маршируя на месте, нужно локтем правой руки коснуться колена левой ноги и наоборот.
Следует отметить, что для результативности занятий необходимо придерживаться определенных правил:
- основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является чёткое выполнение движений;
- упражнения выполняются ежедневно, без пропусков;
- упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
Все упражнения простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое время.
Таким образом, кинезиологические упражнения – это не только развивающие, но и очень интересные занятия не только для детей, но и для их родителей, поэтому применение данных упражнений возможно и в домашних условиях, что обеспечит максимально эффективный желаемый результат в коррекционно-развивающей работе с ребенком с ОПФР.
Марковская Л. А., учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
ГУО «Брестский областной центр
коррекционно-развивающего обучения
и реабилитации»