Применение кинезиологических упражнений родителями с детьми в домашних условиях

24.03.2022

«Движение может заменить лекарство,

но ни одно лекарство не заменит движения»

                         врач Симон-Андре Тиссо

 В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья применяются кинезиологические упражнения.

  Кинезиологические упражнения помогают создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.  В результате улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Примерами кинезиологических упражнений являются:

  • дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • телесные упражнения;
  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • упражнения на релаксацию.

  При таких видах деятельности, как плетение, вырезание из бумаги, выкладывание узора из мозаики, используются движения первых трех пальцев, которые обычно активны и в быту. Два последних пальца: безымянный и мизинец – в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя в упражнениях безымянный палец и мизинец, мы на треть снижаем поступление импульсов в двигательную зону коры головного мозга.

 Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных связей.

  Практическое применение кинезиологических упражнений с детьми с ОПФР показывает, что наиболее эффективными являются упражнения для развития мелкой моторики и телесные упражнения.

  Приведем примеры некоторых из них.

  Упражнение «Ожерелье» предназначено для развития мелкой моторики и заключается в поочередном перебирании пальцев рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке – от указательного к мизинцу и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочерёдно каждой рукой, затем одновременно. Приветствуется ускорение при выполнении данного упражнения.

  Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» заключается в последовательной смене трех положений руки на плоскости стола.

  Упражнение «Лезгинка» выполняется следующим образом. Левая рука складывается в кулак, большой палец отставляется в сторону, кулак разворачиваете пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно сменяется положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций.

  Упражнение «Зеркальное рисование»: чистый лист бумаги прикрепить к столу, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, линии, цифры. Перед выполнением упражнения можно прорисовать изображение в воздухе поочередно каждой рукой и двумя руками одновременно.

  Упражнение «Ухо – нос» относится к телесным упражнениям. Техника его выполнения заключается в следующем. Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

  Упражнение «Перекрестное марширование» также относится к телесным упражнениям. Техника выполнения заключается в следующем. Маршируя на месте, нужно локтем правой руки коснуться колена левой ноги и наоборот.

  Следует отметить, что для результативности занятий необходимо придерживаться определенных правил:

  • основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является чёткое выполнение движений;
  • упражнения выполняются ежедневно, без пропусков;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

  Все упражнения простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое время.

 Таким образом, кинезиологические упражнения – это не только развивающие, но и очень интересные занятия не только для детей, но и для их родителей, поэтому применение данных упражнений возможно и в домашних условиях, что обеспечит максимально эффективный желаемый результат в коррекционно-развивающей работе с ребенком с ОПФР.

Марковская Л. А., учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

ГУО «Брестский областной центр

коррекционно-развивающего обучения

и реабилитации»

поделиться в: