Как найти «сильное» поощрение для ребёнка с аутистическими нарушениями?

31.01.2022

Как найти «сильное» поощрение для ребёнка с аутистическими нарушениями?

 

  Процесс обучения является достаточно тяжёлым трудом для ребёнка с аутистическими нарушениями. А потому и мотивация к обучению очень низкая. Никто не хочет тяжело трудиться не получая в замен награды и дети с аутизмом не исключение.

  Поощрения используются, чтобы помочь ребёнку следовать инструкциям, переходить к другой деятельности, выполнять задания, садиться за занятия и для поддержки самых разных видов поведения. Однако тут есть один важный нюанс – если что-то является поощрением для Коли, это совсем не обязательно является поощрением для Саши. Это кажется очевидным, но в реальности терапевты и другие специалисты очень часто прибегают к неуместным обобщениям и предлагают одинаковые поощрения всем детям подряд.

  Например: «Все дети будут работать за конфету…  Все дети работают ради того, чтобы им не делали замечаний… Всем детям нравится похвала… Все дети знают, кто такие Даша Путешественница и Губка Боб…

  Всем детям нравится щекотка…». Каждое из этих обобщений неверно, потому что все дети разные.

  Выбор, отбор и тестирование поощрений требуют навыков, времени и терпения, но они всегда того стоят. Да, возможно, вы потратите ценное время только на подбор поощрения, но зато вам не придется проводить занятия со скучающим и сопротивляющимся ребёнком. Вместо этого вы будете знать, что нравится ему, и как можно мотивировать его на работу. Если вы давно работаете с ребёнком над каким-то навыком или набором навыков, но не наблюдаете никакого прогресса, то первое, что необходимо попробовать – сменить поощрение. Возможно, ваше поощрение работало раньше, но теперь оно надоело ребёнку. Регулярное получение поощрения приводит к насыщению, это особенно часто случается со съедобными поощрениями. Может быть и так, что ему нравится поощрение, но он совсем не хочет выполнять ради него сложное задание.

  Одна из распространенных проблем – кто-то в жизни ребёнка дает ему то же самое поощрение «просто так». Например, дома у него есть ваза с его любимыми конфетками, и он может взять одну в любой момент. Очень маловероятно, что он будет выполнять задание ради такой же конфеты. В реальной жизни это происходит очень часто, поэтому крайне важно найти уникальное поощрение, которое не доступно для ребёнка в течение дня.

  Вот некоторые из процедур, которые позволяют отобрать «сильные», эффективные поощрения:

Начните с наблюдения за ребёнком в различных ситуациях

  В идеале нужно наблюдать за ребёнком в парке, в магазине, в гостях у бабушки, в классе/группе, на детском празднике и так далее. Обращайте внимание на то, к чему тянется ребёнок, что он трогает, на что смотрит продолжительное время, в какие моменты улыбается, какие предметы берёт. Скорее всего, со временем вы заметите те или иные закономерности, указывающие на то, что нравится ребёнку.

Поговорите с родителями и другими людьми из окружения ребёнка

  Проведите беседу с родителями, педагогами и другими специалистами, братьями или сестрами и так далее. Задавайте конкретные вопросы о том, какие игрушки или занятия нравятся ребёнку. Старайтесь задавать открытые вопросы, например: «Какие фильмы любит смотреть Миша?», а не закрытые, вроде: «Миша любит смотреть фильмы?» В тех случаях, когда это возможно, поговорите с самим ребенком о том, что он любит.

Проанализируйте сенсорные предпочтения ребёнка

  Обращайте внимание или спрашивайте о том, на что ребёнок любит смотреть, слушать, прикасаться или нюхать. Тестируйте поощрения, которые связаны с сенсорными ощущениями, к которым тяготеет ребёнок. Например, если он любит ощупывать предметы, то стоит предложить ему разные типы пластилина, кинестетического песка и тому подобного.

Протестируйте свои идеи

  Как только у вас появилась идея о том, что нравится ребёнку, соберите несколько потенциальных поощрений вместе. Предлагайте ему несколько поощрений сразу и обращайте внимание на то, что он выбирает, либо предлагайте поощрения по очереди, и отмечайте, какое поощрение дольше сохраняет его внимание.

Помните, что постоянны только перемены

  Возможно, это самое важное, что нужно запомнить. Со временем интересы будут меняться. Ведь ваши интересы тоже меняются, верно? Следуйте за ребёнком – он даст вам понять, когда нужно изменить поощрение. Если каждый день он хочет работать за доступ к батуту – замечательно. Но если завтра батут перестанет его интересовать, у вас должно быть наготове другое поощрение. Всегда держите при себе запас возможных и сильно отличающихся друг от друга поощрений. Если вы занимаетесь с ребёнком дома, то всегда приносите поощрения с собой – не пытайтесь использовать то, что лежит у него дома, и не просите родителей передавать поощрения из дома для занятий в школе/детском саду. Ребёнок и так видит эти предметы каждый день. Такие привычные поощрения годятся только для самых привычных и простых заданий. Сложные, незнакомые задания, особенно если у ребёнка «плохой день», потребуют чего-то большего.

Сделайте заначку «золотых поощрений»

  «Золотые поощрения» - самые сильные поощрения. Используйте его во время самых сложных занятий, когда ребёнок недавно болел, не выспался или осваивает крайне трудный для него навык. Доставайте это поощрение только изредка. Не переборщите – вам важно сохранить очень высокий интерес к этому поощрению.

  Как определить, какое поощрение является «золотым»? Вот несколько признаков:

  Как только вы достаете этот предмет, ребёнок опрометью бросается к вам и пытается его взять.

  Ребёнок просит предмет, когда он его не видит.

  Сильно меняется выражение лица: появляется улыбка, широко раскрываются глаза, ребёнок пристально вглядывается в предмет.

  Если вы покажете предмет на открытой ладони, а потом сожмете кулак, то ребёнок попытается разжать вам пальцы.

  Когда приходит время вернуть поощрение, ребенок сопротивляется, плачет или становится агрессивным. Этот момент должен вас радовать – это значит, что он сильно заинтересован в этом предмете.

  Ребёнок бросает другое поощрение и подходит к вам, если вы держите «золотое» поощрение.

Информацию подготовила учитель-

дефектолог ГУО «Брестский ОЦКРОиР»

Кушнерук О.В.

по материалам информационного

ресурса фонда «Обнаженные сердца»