Влияние неправильного прикуса на формирование речи у детей
24.03.2021Влияние неправильного прикуса на формирование речи у детей
Вопросы, которые мы рассмотрим в статье:
1.Что такое прикус?
2.Как происходит развитие прикуса?
3.Какие существуют патологии прикуса?
4.Как выявить нарушения прикуса?
5.Какие причины приводят к формированию неправильного прикуса?
6.К каким последствиям приводит появление неправильного прикуса?
7.Как влияет неправильный прикус на формирование речи у детей?
8.Как исправить неправильный прикус?
1.Что такое прикус?
Прикус – взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюстей. Нормой признается ортогнатический прикус (нижние зубы прикрыты не более чем на треть), при обладании которым происходит правильное контактирование зубных рядов и нижний лишь немного прикрывается верхним.
Такой вид прикуса имеет большая часть людей. Правильный прикус — основа не только привлекательной улыбки, но и полноценной работоспособности зубочелюстной системы.
- Как происходит развитие прикуса?
Все дети рождаются с недоразвитой нижней челюстью (она немного смещена назад), но по мере взросления, при активном сосании и жевании формируются нормальные взаимоотношения между челюстями.
Прикус развивается вместе с зубами, поэтому очень важно отслеживать состояние молочных зубов у ребенка, поскольку уже на этом этапе при ряде предпосылок могут появиться нарушения формирования. Расположение языка также оказывает влияние на прикус, при неверной позиции возможны искажения поворота и наклона зубов.
Существуют пять основных жизненных этапов, на которых происходит формирование нормального прикуса:
- В первые полгода жизни новорожденного закладываются основы правильного смыкания зубных рядов, если используется натуральный способ вскармливания: жевательные мышцы, растет активность нижней челюстной дуги, закладываются основы правильного развития ротовой полости, положение языка — с упором в губы и щеки.
- В полгода у ребенка начинают резаться первые молочные зубки с тонкими корнями. Язык упирается в небо.
- К трехлетнему возрасту сформированы временные зубы, обеспечивающие полноценное функционирование зубочелюстных дуг, позволяющие пережевывать пищу и разговаривать. С четырех лет молочный прикус постепенно начинает угасать — выступающие части зубов стираются, резцовое перекрытие становится меньше.
- В шесть лет начинает происходить замена зубов с молочных на постоянные. Перекрытие нижнего ряда в норме составляет не более одной трети. Если в процессе формирования молочных зубов или после их выпадения образовались щели между зубами, на этом этапе они исчезают.
- К пятнадцати годам у подростка завершается полноценное формирование зубных дуг. Норма — полный контакт обоих зубных рядов при жевании, исключая первые нижние резцы и появляющиеся позднее зубы мудрости.
- Какие существуют патологии прикуса?
Наиболее распространенными нарушениями прикуса являются:
- прогенический прикус - нижняя челюсть сильно выдвигается вперед (как у старухи Шапокляк из мультика про Чебурашку);
- прогнатический прикус – верхняя челюсть сильно выдвигается вперед;
- открытый прикус – между зубными рядами образуется щель при сомкнутых зубах;
- перекрестный прикус - при этом варианте передние зубы смещены в противоположную от средней линии сторону, центральные резцы контактируют между собой перекрестно, нижние коренные зубы смещены.
- Какие причины приводят к формированию неправильного прикуса?
- Врожденные (наследственность, нехватка кальция при беременности);
-Приобретенные (использование емкости с широкой прорезью при кормлении, постоянное сосание пустышки или пальца, патологические нарушения органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, скрип зубами во сне, травмы ротовой полости, нарушение размещения языка, нехватка полезных веществ, малое количество твердой пищи в рационе, слишком ранняя или запоздалая потеря молочных зубов).
Особое влияние на формирование зубочелюстной системы могут оказывать различные виды нарушения произношения шипящих и свистящих звуков. При данных речевых нарушениях язык находится в длительном неправильном контакте с зубами. И, являясь мощным мышечным органом, оказывает воздействие на зубочелюстную систему, формируя открытый прикус, прогнатию, прогению и т.п.
- Как выявить нарушения прикуса?
Чтобы определить отсутствие патологий, можно перед зеркалом сомкнуть челюсть и раскрыть губы — если зубы полностью соприкоснулись, а верхний ряд немного выдвинут вперед, то прикус находится в норме.
Родителей часто пугают «несоразмерно» крупные прорезавшиеся постоянные резцы. Однако это нормально, ведь челюсть будет расти, и со временем когда-то «слишком большие» зубы станут абсолютно нормальными, то есть пропорциональными размеру челюстей.
Стоит беспокоиться, заметив у ребенка следующие признаки:
- перманентное появление обильного налета в одних и тех же зонах;
- кровоточивость десневой ткани;
- выраженное смещение челюстной дуги;
- сложности со звукопроизношением.
Образующийся на одних и тех же участках налет свидетельствует о том, что в пережевывании еды эти зоны не участвуют, что может указывать на неправильность прикуса. Также следует уделить внимание состоянию своих зубных дуг и в том случае, если имеются значительные расстояния между зубами, неровное размещение зубов, скученное расположение и т. д.
- К каким последствиям приводит появление неправильного прикуса?
Слежение за надлежащим развитием костной системы, в том числе и за формированием прикуса — одна из важнейших задач родителей. Если оставить дело на самотек, в дальнейшем это приведет к различного рода проблемам:
- нарушение эстетики лицевого овала из-за неправильно развитой челюсти;
- проблемы с височно-челюстным суставом — щелчки, неспособность нормально открыть или закрыть рот;
- проблемы стоматологического характера — неравномерное стирание эмали, появление кариозных очагов, пародонтита, повреждение слизистой оболочки ротовой полости;
- нарушения дыхания, а именно суженные дыхательные пути из-за смещения нижней челюсти, что, в свою очередь, приводит к храпу, недостатку кислорода в мозге, падению работоспособности.
- Как влияет неправильный прикус на формирование речи у детей?
У маленьких детей неправильный прикус может стать причиной задержки развития речи, трудностей с произношением отдельных звуков. В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Они становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может исправить логопед – зачастую сперва необходимо исправлять их причины, основой которых и является неправильное расположение зубов.
Большое влияние оказывают особенности строения передних зубов на звукопроизношение: большое количество звуков имеют зубно-язычное или губно-зубное происхождение. К этим звукам, к примеру, относятся: в, ф, д, т, з, с, л, н и их мягкие варианты, а также ц, ч. Самые часто встречающиеся ошибки речи – непроговариваемые шипящие, отсутствие звуков Л, Р. Например, когда вместо слова «красивый» произносится «касивый», а вместо «поле» – «пое», «машина» - «мафына». Иногда даже требуется привыкнуть к речи говорящего, чтобы разобрать, что он хочет сказать.
Взаимосвязь жевательной, глотательной и речевой функций прослеживалась всегда. Плохо жует – плохо говорит. Плохо говорит, значит, скорее всего, нарушены функции жевания и глотания. На каком-то этапе, работая с ребенком, логопед и родители начинают замечать, что с улучшением деятельности артикуляционного аппарата (за счет массажа или артикуляционной гимнастики) налаживаются и жевание и глотание.
- Как исправить неправильный прикус?
Очень важно родителям вовремя заметить неправильный прикус и обратится за консультацией к врачу-ортодонту. Врач проведет осмотр и подберет нужное лечение. Лечить аномалии прикуса никогда не поздно, однако необходимо помнить, что чем раньше начать лечение, тем лучше. Раннее выявление аномального развития способствует более быстрому и легкому избавлению от недостатка. Общая длительность ортодонтического лечения занимает несколько лет. Результатом является полностью исправленный прикус и устранение эстетических и функциональных проблем зубных рядов.
Впервые посетить детского ортодонта необходимо в возрасте 3,5–4 лет, когда идет подготовка к формированию постоянного прикуса. В этом возрасте можно диагностировать дистальный и медиальный прикусы.
Виды коррекции прикуса:
-Ортодонтические пластинки — особые съёмные пластины, которые способны закрепить зубы в нужном положении. Чаще всего их назначают детям до 12 лет. На время приёма пищи и санитарно-гигиенические процедуры полости рта их снимают. Пластины изготавливаются каждому ребёнку в отдельности после процедуры снятия слепков с челюсти. Внешняя часть пластин состоит из проволоки, которая держит зубы от выступа вперёд, внутренняя часть не даёт зубам «идти» назад и примыкает к дёснам.
- Брекеты — специальные несъемные системы. Это оперативное решение проблемы челюстного аппарата.
- Ортодонтические трейнеры — один из последних по новизне способов коррекции зубов в современной медицине. Основу составляют не твёрдые, а мягкие пластинки которые способны править дефекты речи, трудности с глотанием и неверным размещением языка во рту.
- Миотерапия — комплекс упражнений, направленных на корректировку челюстей и мышц лица. Наиболее эффективно зарекомендовал себя у детей младшего возраста с проблемами неправильного прикуса.
- Хирургическое исправление прикуса — чаще это процедура применяется в трудных случаях, когда стандартными способами добиться нормального прикуса невозможно.
- Эстетическая гениопластика. Производится коррекция симметрии лица. В основе операции находится верная установка подбородочной части точно по срединной линии.
Информацию подготовили
Казакова Ю.В. и Кучко С.И., учителя-дефектологи
ГУО "Брестский областной центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"