Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
17.12.2020Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант.
Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные и неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Мелкая моторика – это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь.
Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности, как сжатие резинового мячика, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание шнурков, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструировании и занятия с мозаикой, выкладывание фигур из спичек, освоение ремесел (вышивание, плетение, вязание, выжигание, работа с бисером), прокалывание, склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зерен, фасолей и т.д., изготовление бус из различных предметов (готовые бусинки, ракушки, рябина), рамки Монтессори (разнообразные виды застежек, которые используются в одежде и обуви).
Эффективным приемом для развития функций кисти, является смятие, комкание бумаги, салфеток, газет и заталкивание их в банку, бутылку. Ребенку можно также предложить порвать их на мелкие кусочки, чтобы приготовить подстилку для попугая или морской свинки.
Большое значение в развитии мелкой моторики играют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, специальные упражнения с речевым сопровождением, объединенные в комплекс гимнастики для рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, подготавливает руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Информацию подготовила
учитель-дефектолог Брестского
ОЦКРОиР Марковская Л.А.