Слухоречевая среда — среда, которой важно окружить ребенка с нарушением слуха

24.11.2020

Слухоречевая среда — среда, которой важно окружить ребенка с нарушением слуха.

Слухоречевая среда предполагает постоянное общение с малышом. Некоторые родители считают, если ребенок с нарушением слуха плохо говорит или мало вступает в контакт, то разговаривать с ним не нужно. Это совершенно не так.

Неслышащий ребенок напротив нуждается в особом-повышенном режиме говорения со стороны взрослых. Некоторые мамы называют это "режимом радио", потому что для слухоречевой среды приходится говорить много, практически постоянно.

Кто создает слухоречевую среду?

Окружающие ребенка педагоги, родители и все взрослые, вступающие в близкий контакт с ребенком.

Однако родители имеют больше возможностей, чем даже опытные педагоги. Связано это с тем, что они находятся с ребенком в более тесном и длительном контакте. 

Поэтому для качественной коррекционно-педагогической работы родители должны понимать, что такое слухоречевая среда и как она создается.

Как создать слухоречевую среду дома?

 

  • Следите, чтобы ребенок носил слуховой аппарат или кохлеарный имплант

 

У нас на сайте вы можете найти статью, как ухаживать за слуховым аппаратом и следить за его работоспособностью.

Возможность слышать - первое и самое важное условие. Потому что именно оно позволяет ребенку заинтересоваться звуками речи, слышать их лучше, подражать звукам и общаться с другими (в зависимости от уровня развития речи ребенка).

 

  • Эмоционально общайтесь с ребенком в течение дня

 

Тот самый "режим радио". Комментируйте всё, что окружает ребенка, свои и его действия. Ребенок всегда должен понимать, с чем связаны произносимые вами звуки (т.е слова): показывайте пальцем, давайте в руки, трогайте предметы с ребенком. То есть всегда обсуждайте что-то конкретное. Следующий момент - повторение. Повторять одно и то же необходимо, не смущайтесь этого. Повторение помогает ребенку запоминать и понимать вас лучше. Повторение слов похоже на шаги, которые делает маленький ребенок. Чем больше шагов он сделает сейчас, тем увереннее будет стоять на ногах потом. Особенно важно акцентировать внимание на том, что ребенку нравится, делать это эмоционально, включаясь в общение.

 

  • Учите ребенка подражать звукам

 

Если вы знаете, что ребенок уже ориентируется в произносимых вами словах, оставляйте паузы в общении, чтобы у ребенка была возможность включиться в диалог.

Например: "Ой, кто пришел? (пауза) да, киса!". Хвалите ребенка, даже если он просто пытается включиться в диалог, даже если слово вышло не очень похоже. Все начинается с желания ребенка, поэтому важно поддерживать его.

 

  • Обращайте внимание на звуки

 

Стук в дверь, лай собак и гудки машин - звуки, которые окружают каждого. Слышащие люди часто не обращают внимания на количество звуков в окружении, но для ребенка с нарушением слуха это очень важно. Поэтому родители должны специально обращать внимание ребенка на них, называть их, по возможности провоцировать: дать ребенку постучать в дверь, включить телевизор и услышать песню.

Информацию подготовила учитель-дефектолог

ГУО «Брестский областной ЦКРОиР» В.А.Янушкевич