Укороченная уздечка языка: подрезать или растягивать?

25.11.2020

Укороченная уздечка языка: подрезать или растягивать?

 

Укороченная уздечка языка - вопрос вполне актуальный. Казалось бы, почему столь незначительная анатомическая особенность требует такого пристального внимания стоматологов, логопедов и педиатров? Родителей также волнуют вопрос -  стоит подрезать уздечку и будет ли толк?

Для начала стоит разобраться, насколько в действительности мешает речи короткая уздечка у ребенка, и что изменится, если её подрезать? Часто родители и даже некоторые специалисты (особенно — стоматологи) считают, что так называемая короткая уздечка языка — это причина многих проблем в речи ребенка. Вплоть до того, что короткая уздечка виновата в задержке речевого развития и искажении многих групп звуков. «Резать обязательно!» — советуют они. Но, как говорится, семь раз отмерь — один отрежь. В данной статье мы попробуем в этом разобраться.

Уздечка языка – это складка слизистой оболочки полости рта, которая прикреплена под языком и тянется до основания десен передних нижних зубов. В норме длина уздечки составляет 1,5 см.

Укорочение уздечки языка – это аномалия, при которой верхний конец уздечки находится не в середине языка, а ближе к кончику или даже у самого кончика языка. Она может быть полной, когда язык полностью прикреплен ко дну полости рта и частичной, когда уздечка укорочена.

О том, что уздечка языка укорочена, свидетельствуют следующие признаки:

  • Кончик языка прикреплен ко дну полости рта, что серьезно ограничивает его подвижность, ребенок не высовывает язык;
  • Уздечка языка укорочена спереди, чаще всего представляет собой тонкую прозрачную пленку, которая лишена сосудов. С возрастом эта пленка плотнеет, и в ней появляются сосуды;
  • Язык складывается желобком, что часто сопровождается характерным щелкающим звуком. Кончик языка может быть несколько раздвоен; задняя часть языка при попытке высунуть его приподнимается, язык становится изогнутым, «горбатым». Ребенок не может облизать верхнюю и нижнюю губы;
  • Ребенок не может правильно захватить сосок груди матери; в процессе кормления часто выпускает сосок изо рта; быстро устает при кормлении, ведет себя беспокойно, не наедается; от усталости может дрожать нижняя челюсть; результатом становится плохая прибавка крохи в весе; иногда это приводит к тому, что малыш заметно отстает в росте и весе от сверстников;

Как определить в домашних условиях, нормальная у ребенка уздечка или укороченная?

Если ребенок без труда высовывает язык изо рта, может облизать блюдце, поцокать языком (лошадка едет — цок-цок!), поднять язык вверх — скорее всего, подъязычная связка нормальной длины. Если ребенок не может проделать этих действий, а его язык при попытке поднять его как бы раздваивается на кончике (в форме двух полукруглых         лепестков) из-за того, что его тянет подъязычная связка, значит, скорее всего, подъязычная связка укорочена.

Причины формирования укороченной уздечки языка:

Примерно в 50% случаев патология является унаследованной от кого-либо из родителей новорожденного. Ненаследственное происхождение короткой уздечки языка объясняется негативными воздействиями на эмбрион в 1 триместре, когда начинается развитие зубочелюстного аппарата: 1) токсикозы; 2) вирусные болезни; 3)воздействие некоторых лекарственных препаратов (например, антибиотиков); 4) эмоциональные перегрузки; 5) влияние вредных веществ (реактивы, краски, лаки и т.д.).

Кто и когда обращает внимание на укорочение уздечки языка?

Укороченную уздечку языка замечают чаще всего неонатологи и логопеды.  В первом случае, проблема выявляется, когда ребенок находится еще в родильном доме, т.к. затруднено нормальное питание, правильное сосание, иногда это приводит к тому, что малыш заметно отстает в росте и весе от сверстников. Поэтому сразу после рождения врачи обязательно осматривают полость рта ребенка, в случае проблемы, уздечку подрезают.

Во втором случае, когда ребенка направляет логопед, укороченная уздечка является причиной неправильного произношения некоторых звуков, а в некоторых случаях делает их произношение невозможным.

 

На что влияет укороченная уздечка языка в дошкольном возрасте?

 

Дефекты уздечки влияют на чистоту произношения некоторых звуков, а не на всю речь в целом. Словарный запас, грамматические структуры языка, понимание речи – все эти компоненты речевой деятельности не зависят от этого дефекта. Короткая подъязычная уздечка может стать причиной серьезного нарушения произношения верхнеязычных звуков (Т, Д, Ш, Ж, Р, Л). В данном случае затруднены (или невозможны) движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься. Ребенку трудно высовывать язык, при открытом рте он не может дотянуться кончиком языка до верхних резцов. Существует миф, что если подрезать уздечку — ребенок сразу заговорит! На самом деле короткая подъязычная связка не может быть причиной задержки речевого развития ребенка. Как правило, причины отсутствия речи лежат гораздо глубже. Поэтому, если подрезать уздечку, ребенок от этого не заговорит. Ещё один распространённый миф:  если подрезать уздечку — звуки «встанут на место»! Так ли это? Бывает, что подрезать уздечку советуют ребенку, у которого речь неразборчива и малопонятна, что называется «каша во рту». Но ведь если задуматься и проанализировать, то становится понятно, что короткая уздечка влияет только на движения языка, и то — не на все, а только на его способность подниматься вверх. То есть, в теории, короткая уздечка будет мешать произносить такие звуки, как [Т, Д, Н, Ш, Ч, Р и Л] (и их мягкие варианты). То есть будет нарушено произношение тех звуков, для которых необходим подъём языка наверх. А такие звуки, как [С, З… ] точно не должны страдать. Но на практике, часто люди с короткой уздечкой не могут верно произнести только звук [ Р ], а то и вовсе выговаривают все звуки правильно. Это происходит потому, что артикуляционная система человека умеет очень хорошо приспосабливаться. В «смазанности» речи, ее неразборчивости уздечка никак не может быть виновата. И если у ребенка с «кашей во рту» укорочена подъязычная связка, то ее подрезание не поможет вернуть всем звукам правильные характеристики. В этом случае нужно обратиться к логопеду для комплексной коррекции звукопроизношения.

 

Способы коррекции укороченной уздечки языка.

Существует два способа лечения патологии: консервативный (растягивание связки с помощью специальной гимнастики) и оперативный (френулотомия).

Когда подрезают укороченную уздечку языка?

Если уздечка не позволяет проводить правильное кормление, она может быть подрезана еще в родильном доме. Короткая уздечка языка у ребенка в этот период подрезается полностью без болезненных ощущений и местной анестезии, поскольку в уздечке отсутствуют нервные окончания. В этом случае операция помогает наладить грудное вскармливание, а ранка заживает очень быстро. При этом специальных восстановительных упражнений не нужно — восстановление происходит естественным образом при сосании. После 9 месяцев уздечка утолщается и в ходе операции потребуется местный наркоз и наложение швов. Таким образом, лучшее время для операции – сразу после рождения или до 9 месячного возраста. Если эта возможность упущена, следующий подходящий возраст – 2–2,5 года, когда неправильное произношение еще не зафиксировалось, а молочный прикус уже закрепился. Еще один благоприятный период наступит после 5-летнего возраста – в это время происходит замена молочных зубов на коренные, а прикус становится постоянным. Еще есть время до поступления ребенка в школу для проведения реабилитационного периода и постановки звуков логопедом.

Нужны ли занятия с логопедом после подрезания уздечки языка?

После пластики необходимо обязательное проведение специальных упражнений, занятий с логопедом для формирования правильных речевых навыков. Необходимо будет обучать ребенка подъему языка и другим движениям, которые раньше были недоступны, а потому непривычны ребенку. Начинать заниматься необходимо сразу же после операции! И регулярно, несколько раз в день. Дожидаться, пока послеоперационная ранка заживет — нельзя! Так как в этом случае на месте связки образуется толстый рубец из соединительной ткани, которая уже не будет растягиваться вовсе. Поэтому в этом случае необходимо будет заниматься, несмотря на боль.

Артикуляционные упражнения, которые можно проводить родителям с детьми в домашних условиях для растягивания уздечки языка.

Логопеды чаще всего советуют не подрезать уздечку (кроме самых тяжелых случаев), а растягивать ее специальными упражнениями. Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений. Растягивание короткой уздечки языка с помощью артикуляционных упражнений проводиться под контролем логопеда. Ниже представлены упражнения, которые могут использоваться для растягивания короткой уздечки языка. Следует также учитывать, что эти упражнения будут эффективными только тогда, когда они проводятся систематически и регулярно в течение  длительного времени. Если уздечка очень короткая, то  на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

 

Правила выполнения упражнений для растягивания уздечки языка:

При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

  1. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  2. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка:

 «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

 

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

 

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

 

Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

 

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

 

На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

«Барабан»

 

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот.  Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д – д – д – д!»

«Качели»

 

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь, А потом – вниз.

«Дотянись до носа»

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

 

«Футбол»

 

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

 

«Котёнок»

На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

 

 

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М., 2008.
  2. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением  // Логопед. – 2009.- № 2.
  3. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М., 2003.
  4. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. – СПб., 2005.
  5. Новиковская О.А. Речевая гимнастика.- М., 2008.
  6. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М., 2007.
  7. Хорошилкина Ф.Я. «Ортодонтия» Медицинское информационное агентство М.,2006.

 

Статью подготовила: Ю.В. Казакова,

учитель-дефектолог

ГУО «Брестский ОЦКРОиР»

поделиться в: