Методика «Разговоры в комиксах» для детей с аутистическими нарушениями
13.10.2020
Что такое разговор в комиксе?
Люди с аутизмом часто испытывают проблемы в социальных ситуациях. У них часто есть сложности с тем, чтобы достаточно быстро воспринимать устную речь во время социального взаимодействия. «Разговор в комиксе» – это визуальное отображение разговора между двумя и более людьми, который привел к проблеме. Для этого используются самые простые рисунки (как правило, схематичные «человечки»).
Рисунок показывает ребенку или взрослому разговор из реальной жизни, и на его основе вы проводите «детективную работу» и выясняете, что было сказано в ситуации, и что он думал в этот момент. Затем вы вместе составляете план действий – как можно действовать в подобной ситуации в будущем.
Для чего нужны разговоры в комиксах?
– Чтобы вместе найти решение проблемы или разрешить конфликт, связанный с неудачной социальной ситуацией.
– Чтобы помочь ребенку или молодому человеку выразить свои чувства и свое восприятие ситуации (и, таким образом, помочь окружающим понять его точку зрения).
– Чтобы помочь человеку проанализировать трудную ситуацию без оценки или угрозы (вы «рисуете историю» случившегося, а не устраиваете «допрос»).
– Методика позволяет замедлить вашу беседу, она становится менее стрессовой, у человека больше времени на восприятие речи.
– Ваше обсуждение ситуации приводит к ощутимому и визуальному результату. Вы можете использовать этот результат в дальнейшем для улучшения понимания и обучения.
– Вы помогаете ребенку или молодому человеку понять, что пошло не так в ситуации, и подобрать другие действия на будущее, которые помогут лучше справиться с похожим событием.
Как создать разговор в комиксе
- Помните, что в этом подходе ключевая активная роль принадлежит ребенку или молодому человеку – он обсуждает ситуацию, рисует или поправляет ваш рисунок, а также ищет возможное решение.
- Начните разговор с нейтральной темы, например, погоды. Сопровождайте беседу иллюстрациями «как в комиксе», изображая нейтральные и самые обычные социальные ситуации. Это поможет познакомить ребенка с этой техникой и вовлечь его в рисование.
- Предложите обсудить проблемную ситуацию. Нарисуйте ключевых участников события, которое вы хотите обсудить. Поощряйте ребенка рисовать вместе с вами или поправлять ваш рисунок. Нарисуйте человечков, обозначающих всех присутствующих, включая ребенка, для ясности можно подписать каждую фигурку. Нарисуйте действия и ключевые предметы обстановки.
- Проясняйте ситуацию, задавая ребенку вопросы. Он может писать слова или рисовать вместо ответов.
- Используйте «пузырек со словами» («бабл») для обозначения речи – как в настоящих комиксах. Используйте «облачка» для обозначения мыслей ребенка или предполагаемых мыслей других людей. Для отображения эмоций вы можете использовать веселые, грустные или злые «смайлики» – выражения лиц на человечках или в облачках.
- Напишите в пузырьках со словами, что именно сказал ребенок и другие люди в этой ситуации. Запишите с его слов, что он думал.
- Исправьте неправильные интерпретации со стороны ребенка. Например, вы можете перечеркнуть явно неверные представления о чужих мыслях и написать более правдоподобный вариант.
- После разбора ситуации, вы можете сделать добавление к существующей картинке, нарисовать ее второй вариант или просто пририсовать к существующей картинке чужие мысли, чтобы ситуация стала более понятной для ребенка.
- Если возможно и уместно, нарисуйте вместе с ребенком решение или идею того, как можно избежать подобной проблемы в будущем. Используйте улыбку человечка или радостный «смайлик», чтобы отобразить желательный результат после применения новой идеи.
- Подведите итоги беседы, опираясь на рисунки. Еще раз проговорите план на будущее.
Другие виды разговоров в комиксе
Вы можете использовать рисованные комиксы как иллюстрации для «социальной истории» – объяснения какой-то типичной ситуации, и что думают и чувствуют по поводу нее люди. Например:
Когда люди говорят одновременно – это называется «перебивать». Когда люди перебивают, их слова накладываются друг на друга, и очень трудно что-то понять. Поэтому перебивать невежливо.
Вы можете использовать любимых персонажей ребенка в качестве героев разговора в комиксе. Это поможет объяснить, как лучше вести себя в какой-то социальной ситуации. Такой подход может быть важен, если ситуация вызывает негативные эмоции у ребенка, и он не хочет обсуждать самого себя. Например, для мальчика, который бил других детей, если они кричали или говорили слишком громко, был нарисован такой комикс:
Никита очень не любит, когда другие люди говорят очень громко. Поэтому если кто-то говорит очень громко, он может сказать: «Ой, у меня от этого уши болят. Не говори так громко, хорошо?»
Дополнительные рекомендации
– Помните, что вы можете успешно использовать эту методику, даже если не умеете рисовать. «Палка, палка, огуречик» – вполне достаточный подход к рисунку. Человечки, пузырьки с речью, облака с мыслями – все, что вы будете рисовать.
– Чем чаще ребенок создает собственные разговоры в комиксах, тем полезнее они будут для него в будущих ситуациях. Используйте этот метод не только для проблемных ситуаций, но и для объяснений и поощрения. Рисуйте вместе комиксы про ситуации, в которых ребенок был успешен, чтобы «запечатлеть успех» и создать более положительные ассоциации с процессом.
– Вы можете передавать разные эмоции с помощью разного цвета текста в речи и мыслях. Как правило, в этом методе красный цвет обозначает злость, синий – грусть, зеленый – дружелюбие и спокойствие. Однако у всех есть свои цветовые ассоциации, так что лучше, если они будут индивидуальными для конкретного человека.
– Вы можете рисовать на бумаге, с помощью карандашей или фломастеров, на маркерной или грифельной доске, или вы можете использовать компьютерную программу или приложения для создания комиксов по готовому шаблону.
– Некоторым нравится хранить все свои разговоры в комиксах в отдельной тетради или альбоме, или сохранять их в смартфон или планшет, чтобы потом просматривать по необходимости. Это также поможет вспомнить о плане действий.
Информацию подготовила
учитель-дефектолог Брестского
ОЦКРОиР Кушнерук О.В.
по материалам
фонда содействия решению
проблем аутизма в России «Выход»