Из чего состоит ранняя коррекционная помощь детям с нарушением слуха

02.10.2020

С 2008 года в Республике Беларусь активно используется аудиологический скрининг новорожденных. Это позволяет установить состояние слуха ребенка уже с первых дней жизни. Помимо этого, все чаще становится возможным раннее слухопротезирование детей, начиная уже с  трехмесячного возраста. И все это является хорошими признаками развития системы коррекционной помощи детям с нарушением слуха в Республике Беларусь.

Ребенок, которому в раннем возрасте диагностировали нарушение слуха, оказывается в наиболее благоприятных условиях. Можно представить сад, где посадили множество цветов. Цветы, которым хватало воды и солнечного света, вырастают крепкими и высокими. Растения, которые с самого начала получали мало воды и солнца, будут расти слабее и меньше. Эта метафора напрямую отражает потребность клеток головного мозга ребенка в стимуляции звуками. 

Поэтому так важно при обнаружении потери слуха у ребенка незамедлительно слухопротезироваться, при врожденной потере слуха – в первые шесть месяцев. 

Колоссальное значение в этом процессе имеет первый год жизни ребенка, в течение которого созревают его слуховые функции. На ранний возраст приходится наиболее благоприятный период развития речи (сензитивный период), поэтому нельзя терять время. Развитие речи активнее происходит в период: с 7-12 месяцев до 4-4,5 лет. И это время необходимо использовать на благо. Время может стать нашим союзником!

Однако за диагностикой слуха стоит еще несколько важных этапов, от которых зависит успешное развитие ребенка с нарушением слуха.

Подбор и настройка слухового аппарата или кохлеарного импланта для постоянного ношения

Стоит отметить, что после первой настройки слухового аппарата или кохлеарного импланта (которая происходит постепенно, не за одну встречу) необходимо следить за состоянием ребенка. Периодически необходимо проверять правильность настройки у специалиста. Нужно быть уверенным, что установленная в аппарате громкость не превышает порог дискомфорта (является комфортной) и позволяет воспринимать звуки в необходимой степени.

Регулярные занятия с сурдопедагогом, логопедом

Специалисты работают комплексно, при необходимости важно задействовать врачей (отоларинголог, невролог и др.). В рамках этого направления происходит развитие слухового восприятия ребенка, развитие его речи (фонетического, лексического, грамматического компонентов), мышления и так далее. При этом каждый из специалистов держит тесный контакт с семьей.

Помощь родителей

Родители проводят с ребенком большую часть дня и являются для него приоритетными взрослыми, с которыми хочется быть рядом и в контакте. Всё это является благоприятными условиями для проведения полезных и несложных игр по развитию слуха и речи ребенка в повседневной жизни. Параллельно с этим родители могут создать вокруг ребенка богатую звуковую и речевую среду, окружить ребенка звуками и говорящими людьми, вовлекать его в совместную деятельность. Богатая речевая среда — условие развития речи ребенка, поэтому среду нужно насыщать усиленно. Насыщенность звуковой и речевой среды должна искусственно усиливаться.

Современные методы ранней диагностики, слухопротезирования и реабилитации позволяют достичь удивительных результатов коррекции. Все это будет стимулировать развитие слуховой коры головного мозга и помогать ребенку развиваться. Если же общение с ребёнком носит исключительно визуальный характер (жесты, мимика) и не дополняется звуками, интенсивнее будут развиваться клетки зрительной коры головного мозга. А значит, овладение речью будет происходить сложнее. 

Учитель-дефектолог ОЦКРОиР Янушкевич В.А