Игры на развитие слухового восприятия для детей с кохлеарным имплантом
25.09.2020Рекомендации, которые сделают игры полезнее и веселее:
1) Играйте в хорошем настроении, не переутомляйтесь сами и следите за состоянием ребенка. Отношение к играм сохраняйте позитивное и радостное.
2) Изменяйте игры с течением времени, меняйте звуки и звучащие предметы. Если ребенку не нравится предложенный вариант, смело изменяйте его, но следите, чтобы обучающий элемент остался прежним.
3) Разговаривая с ребенком, пользуйтесь разными интонациями и играйте мимикой — это повышает интерес к процессу со стороны ребенка. Новые слова выделяйте голосом, обязательно сопровождайте наглядным показом предмета о котором идет речь (давайте трогать, нюхать, рассматривать — если это позволяют правила безопасности).
4) Давая ребенку задание, обозначьте это, например: «Маша, слушай» или «Коля, послушай ушками». При этом укажите на ухо. Так ребенок будет уделять внимание слуховому восприятию больше, чем обычно. У слышащих людей это вошло в привычку, а вот у детей после кохлеарной имплантации это умение необходимо вырабатывать и закреплять.
«Кто спрятался?»
Цель игры: вырабатывать у ребенка условно-рефлекторную реакцию на звук, то есть умение выполнять действие в ответ на стимул. Так ребенок учится прислушиваться к звукам, выполнять действия в ответ на звук, показывать, что звука нет — это помогает развивать слуховое восприятие, внимание, также помогает обследованию сурдолога или сурдопедагога) + развивать понимание названий нескольких предметов.
Сядьте с ребенком в удобном месте.Посадите перед собой сначала две (затем три и более) игрушки.
Покажите и назовите каждую игрушку. Например, указывая на кошечку, скажите: «Это кошка», указывая на зайчика, скажите: «Это зайчик».
Затем попросите ребенка найти и показать игрушки. Например: «Где кошка? Дай мне кошку! Где зайчик? Покажи зайчика».
Возьмите погремушку и извлеките звук. Дайте погремушку ребенку, пусть он поиграет с ней некоторое время. Скажите: «Это погремушка. Послушай, как она звучит!»
Затем накройте платком одну из игрушек. Скажите: «Кто-то спрятался! Давай найдем!» Погремите погремушкой, а затем снимите платок с игрушки. Скажите: «Зайчик спрятался!» Затем накройте платком другую игрушку. Скажите: «Кто спрятался! Найди!» Погремите погремушкой и снимите платок с игрушки. Скажите: «Собачка спряталась!»
Учите ребенка в ответ на звучание музыкального инструмента «находить» спрятанную под платком игрушку и, по возможности, называть ее, сначала «лепетным словом», а затем полным словом. Например: «Кто там? Ав-ав там!» или «Кто спрятался? Собачка спряталась!»
«Кто пришел?»
Цель игры: формировать умение локализировать звуки окружающей среды; развивать понимание обращенной речи, устанавливать связи движения (открывание двери) с его названием при словах «Кто там? Открой дверь!»
Посадите за дверью игрушку (выбирайте игрушки, которые нравятся вашему ребенку).
Попросите второго взрослого постучать в дверь незаметно для ребенка и привлеките его внимание к звуку.
Спросите ребенка: «Слышишь, кто-то стучит? Кто там? Открой дверь! Давай посмотрим!»
Откройте дверь вместе с ребенком и найдите игрушку. Радуйтесь вместе с ребенком встрече с игрушкой, скажите: «Кто пришел? Мишка пришел! Мишка стучал в дверь!»
Постучите в дверь еще раз, скажите: «Мишка пришел! Он стучит в дверь! Заходи к нам в гости, Мишка! Давай играть!»
Поиграйте с Мишкой вместе с ребенком и снова посадите игрушку за дверью.
При повторном проведении игры меняйте игрушки, поддерживая тем самым интерес ребенка! Учите ребенка в ответ на стук в дверь подходить к двери, открывать дверь, приветствовать взрослого или находить там игрушку.
«Веселые музыканты»
Цель игры: совершенствовать неречевой слух, умение узнавать изображения музыкального инструмента на картинке, различать звучания двух и более музыкальных инструментов.
Выберете место, удобное для проведения игры (за столом, на полу, ковре).
Возьмите два одинаковых набора музыкальных инструментов. В зависимости от возможностей ребенка и цели игры набор может включать от двух до шести инструментов, отличающихся спектром звучания (дудка, бубенцы, барабан)
Один набор дайте ребенку, другой оставьте у себя.
Извлекайте звуки и предлагайте ребенку повторять ваши действия. Во время игры называйте каждый музыкальный инструмент. Например: «Это бубенцы! Послушай, как они звенят! Поиграй со мной! Это дудочка! Послушай, как она звучит! Поиграй на дудочке!»
Затем уберите свой набор инструментов за ширму. Извлеките звук одного из инструментов. Попросите ребенка показать тот, звучание которого он услышал.
Ребенок воспроизводит звучание на том же инструменте, который он услышал и выбирает предметную картинку с его изображением.
Если ребенок затрудняется при выборе инструмента, покажите ему инструмент, на котором вы играете. Предложите выполнить ваши действия. Повторите игру несколько раз, затем уберите инструмент за ширму и извлеките звук.
По возможности, просите ребенка назвать данный музыкальный инструмент. Когда ребенок узнает звучание всех инструментов, поиграйте на музыкальных инструментах вместе с ним.
«Узнай игрушку по голосу»
Цель игры: развивать слуховое внимание, умение различать неречевые звучания, показывать изображения животных на картинке; понимать и по возможности использовать в речи глагольные формы: «лает, мяукает, мычит», простые фразы «собака лает», «корова мычит», «кошка мяукает».
Выберите для игры удобное место.
Выставьте перед ребенком две игрушки, например, козу и собаку, которые могут издавать соответствующие звукоподражания.
Покажите игрушку, назовите ее. Нажмите на игрушку так, чтобы ребенок услышал звук, который она издает.Подложите к ней соответствующую картинку.
Проделайте те же действия с другой игрушкой.
Поиграйте с игрушками, постоянно привлекая внимание ребенка к звучанию игрушки. Скажите: «Это коза. Коза говорит: «Ме! Ме!» Послушай, как она говорит!» В этот момент нажимайте на игрушку.
Возьмите собачку, скажите: «Это собачка. Собачка лает: ав-ав! Послушай, как собачка лает!» и нажмите на игрушку.
Убедитесь, что ребенок узнает игрушку по звучанию. Затем спрячьте игрушки за ширмой, а предметные картинки оставьте перед ребенком.
Воспроизводите звучания каждой игрушкой поочередно и просите ребенка показывать соответствующие картинки. Дайте установку: «Послушай, кто это?». После того, как ребенок правильно выберет картинку, скажите: «Это собачка. Собачка лает: ав-ав».
Когда ребенок будет легко справляться с заданием, предложите набор из трех и более игрушек (собака, кошка, корова, овечка, зайчик, машинка и т.д.).
Учитель-дефектолог ОЦКРОиР Янушкевич В.А
по материалам Тарасова Н.В «
Давай послушаем. Игры на развитие слухового восприятия»
Москва, 2014