Как обучать ребенка с аутистическими нарушениями навыкам общения с помощью видеомоделирования

09.07.2020

Ваш ребенок не здоровается и не говорит другим детям «привет» без вашей подсказки? Он не умеет задавать вопросы о том, о чем говорит собеседник? Он не может предложить другим детям поиграть? Это лишь некоторые проблемы с социальными навыками, которые могут быть у ребенка с аутиcтическим нарушением, и которые могут мешать ему завести друзей. Одна из эффективных техник, которая может помочь детям с этими навыками – это самомоделирование на видео.

Самомоделирование на видео – это метод помощи детям с аутистическими нарушениями, и его эффективность поддерживается более чем 50 годами исследований. И для того, чтобы воспользоваться этим методом, достаточно смартфона или планшета и приложения для редактирования видеозаписей.

Дополнительное преимущество в том, что многие дети с аутистическими нарушениями в наше время очень любят смотреть видео в качестве развлечения. Просмотр видео не связан для ребенка со стрессом и необходимостью выполнять ваши инструкции, к нему не предъявляется никаких требований. Так что, в отличие от других подходов, при видеомоделировании меньше риска протестного поведения и сопротивления ребенка.

Самомоделирование на видео – это способ показать вашему ребенку, что конкретно он должен делать в той или иной ситуации. Видео для моделирования должны быть короткими – от 30 секунд до 2 минут. На видео может быть только то, как ваш ребенок выполняет нужные действия правильно и самостоятельно. Все ошибки, затруднения, нежелательное поведение и ваши подсказки удаляются из видео с помощью выборочной съемки или редактирования.

При обучении социальным навыкам ваш ребенок учится общаться с другими людьми, просматривая видео, на котором он правильно применяет тот или иной навык. Ниже приводятся примеры того, как создать самомоделирование на видео для социальных навыков. Вы можете адаптировать эти примеры в соответствии с индивидуальными потребностями вашего ребенка.

Давайте вернемся к трем примерам навыков, о которых мы говорили в самом начале статьи и посмотрим, как можно использовать видео, чтобы научить им ребенка.

 

 

Как научить ребенка здороваться или махать рукой в знак приветствия?

Если вашему ребенку сложно приветствовать других людей, то можно обучить его этому навыку с помощью 30-секундного видео. Вот что нужно для этого сделать:

– Скажите ребенку, что вы будете снимать кино, и он будет звездой этого фильма.

– Объясните, что это видео поможет ему здороваться с другими людьми, чтобы ему было проще найти новых друзей.

– С помощью смартфона или планшета запишите на видео, как ребенок говорит «привет» или машет рукой. Если он не может сделать это сам, то подскажите ему или покажите, что нужно делать. («Смотри как мама говорит «Привет, Максим!», теперь ты скажи «Привет, Максим!»»). Или же можно мягко подтолкнуть руку ребенка, чтобы он помахал ей. Только внимательно следите за тем, чтобы ваша рука не попала в кадр.

–  С помощью того же смартфона или планшета снимите на видео, как разные люди здороваются с ребенком или машут ему рукой.

–  Отредактируйте видео таким образом, чтобы получилось, что ваш ребенок здоровается с разными людьми. Вы можете повторять одну и ту же запись с вашим ребенком после приветствия разных людей. Существуют бесплатные приложения, с помощью которых можно легко отредактировать видео.

–  Вставьте в начале и в конце видео или фото ребенка, на котором он улыбается и выглядит счастливым.

– В начале видео скажите что-то вроде «Это Маша говорит «привет» своим друзьям, когда видит их» или «Это Маша машет рукой своим друзьям, когда видит их».

– Во время редактирования удалите любые ошибки или то, как вы говорите ребенку, что делать. На видео должно создаваться впечатление, что ребенок приветствует других правильно и полностью самостоятельно.

– Показывайте финальное 30-секундное видео ребенку 1-2 раза каждый день. Если ваш ребенок приветствует другого человека в реальной жизни, обязательно хвалите его. («Отлично помахал рукой, Ваня, Маше!»)

– После того как ваш ребенок начнет регулярно говорить «привет» и махать рукой другим людям, начните показывать видео 1-2 раза в неделю в течение двух недель или прекратите показы видео. Не существует конкретных правил о том, как прекратить показы видео, хотя вашему ребенку может надоесть смотреть одно и то же видео слишком часто. Если ему надоест смотреть это видео, но ему все еще нужна будет поддержка, то снимите другое видео с тем же поведением.

Как научить ребенка задавать вопросы собеседнику?

Если вашему ребенку сложно задавать вопросы во время беседы, можно создать самомоделирование на видео, где ребенок задает вопросы нескольким людям. Если вы уже учите ребенка навыкам разговора, то вы можете показывать ему на видео то, чему вы его учите. Например, если вы учите ребенка находить что-то общее с другим человеком и задавать вопросы вроде «И что ты сделал потом?», «Почему ты туда пошел?» или «С кем ты там был?», то вы можете снять видео, на котором ребенок использует эти вопросы. Вот как можно это сделать:

–  Скажите ребенку, что вы будете снимать кино, и он будет звездой этого фильма.

– Объясните, что это видео поможет ему поддерживать разговор с другими людьми, чтобы ему было проще найти новых друзей.

– Напишите сценарий разговора, включите в него вопросы, использованию которых вы учите ребенка. Например, по сценарию собеседник может говорить: «На прошлой неделе я была на даче». А ваш ребенок может отвечать: «Тебе там понравилось?» В сценарии должен быть разговор, состоящий из обмена несколькими репликами.

– Позвольте ребенку отрепетировать сценарий до тех пор, пока он не сможет повторять разговор естественным образом. Убедитесь, что ваш ребенок смотрит на собеседника.

–  С помощью смартфона или планшета запишите на видео, как ребенок и другой человек ведут беседу по сценарию настолько естественно, насколько это возможно. Возможно, вам потребуется сделать несколько дублей, пока это не получится. Лучше всего снять разговоры на разные темы с несколькими разными людьми.

– Отредактируйте видео таким образом, чтобы получилось, что ваш ребенок беседует с разными людьми без ошибок. Существуют бесплатные приложения, с помощью которых можно легко отредактировать видео.

– Вставьте в начале и в конце видео фото ребенка, на котором он улыбается и выглядит счастливым.

– В начале видео скажите что-то вроде «Катя задает вопросы во время разговора».

– Показывайте финальную версию видео вашему ребенку каждый день или через день. Хвалите его каждый раз, когда он задает уточняющие вопросы во время реальных бесед с другими людьми. «Молодец, Катя, ты удачно спросила Машу о том, когда она собирается в поездку».

Когда ребенок начнет регулярно задавать уместные уточняющие вопросы во время бесед, вы можете показывать видео 1-2 раза в 1-2 недели или просто перестать показывать видео. Не существует конкретных правил о том, как прекратить показы видео, хотя вашему ребенку может надоесть смотреть одно и то же видео слишком часто. Если ему надоест смотреть это видео, но ему все еще нужна будет поддержка, то снимите другое видео с другими сценариями бесед.

Как научить ребенка просить других детей поиграть с ним?

Некоторые дети с аутистическими нарушениями хотят играть с другими детьми, но они не предлагают им поиграть. Вы можете снять видео, которое показывает ребенку, что именно надо сказать. Вот как можно это сделать:

– Скажите ребенку, что вы будете снимать кино, и он будет звездой этого фильма.

– Объясните, что это видео поможет ему звать других детей поиграть, чтобы ему было проще найти новых друзей.

– Вам будут нужны другие дети для съемок видео, вы можете попросить о помощи одноклассников ребенка, соседей, брата или сестру, детей родственников и так далее.

– Разложите игрушки, бумагу, карандаши и пластилин и так далее. Подскажите ребенку сказать: «Хочешь поиграть со мной в _____?» Подскажите другому ребенку ответить «Да» или «Конечно». Запишите видео с их разговором на смартфон или планшет, затем снимите на видео, как они играют вместе. Повторите съемку с разными играми, игрушками и занятиями.

– Отредактируйте видео так, чтобы на нем была только беседа и последующая игра без ваших подсказок, ошибок ребенка или нежелательного поведения. В финальной версии видео должно создаваться впечатление, что ребенок попросил друга поиграть с ним, например, с пластилином, друг согласился, они начали играть. В одном видео должны быть записаны разные игры. Существуют бесплатные приложения, с помощью которых можно легко отредактировать видео.

– Вставьте в начале и в конце видео фото ребенка, на котором он улыбается и выглядит счастливым.

– В начале видео скажите что-то вроде «Это Миша приглашает своего друга Андрея поиграть с ним».

–  Показывайте финальную версию видео вашему ребенку каждый день или через день. Хвалите его каждый раз, когда он приглашает другого ребенка поиграть. «Ты так хорошо позвал Андрея поиграть в классики!».

– Когда ребенок начнет регулярно звать друзей поиграть с ним, вы можете показывать видео 1-2 раза в 1-2 недели или просто перестать показывать видео. Не существует конкретных правил о том, как прекратить показы видео, хотя вашему ребенку может надоесть смотреть одно и то же видео слишком часто. Если ему надоест смотреть это видео, но ему все еще будет нужна поддержка, то снимите другое видео с другим другом.

Помните, что вы можете адаптировать эти примеры в зависимости от особенностей вашего ребенка. Самомоделирование на видео также могут использовать самые разные специалисты, работающие с детьми с аутистическими нарушениями – учителя, физиотерапевты, логопеды, психологи. Этот метод можно эффективно применять для обучения и развития самых разных навыков.

Информацию подготовила

учитель-дефектолог Брестского

 ОЦКРОиР Кушнерук О.В.

 по материалам фонда содействия

 решению проблем

аутизма в России “Выход”

поделиться в: