Рекомендации для родителей, чьи дети начинают использовать мобильные приложения или устройства в качестве альтернативной коммуникации.

30.04.2020

Устройства для альтернативной коммуникации стали важной частью речевого развития для многих детей с аутистическими нарушениями! Исследования показывают, что если обучать ребенка коммуникативным навыкам, то это помогает уменьшить проблемное поведение и повышает вероятность того, что он начнет пользоваться устной речью.

Однако эффективное применение альтернативной коммуникации возможно только при активной поддержке родителей и других членов семьи- нельзя использовать коммуникативное устройство «только в школе» или другом учреждении, оно должно быть частью всей повседневной жизни ребенка.

Альтернативная или вспомогательная коммуникация – это любая система, которая может заменить устную речь. Для детей с аутизмом очень эффективны такие системы как коммуникация обменом изображениями (PECS), обучение отдельным жестам из жестового языка, а также доски с изображениями, на которые может указывать ребенок. Это низкотехнологичные подходы, но также для альтернативной коммуникации можно использовать высокотехнологичные устройства – электронные планшеты с приложениями для коммуникации или специальные устройства для коммуникации.

Чаще всего в наше время используют специальные приложения на планшетах, например, TouchChat, GoTalk Now, PECS III, Dynavox и другие. Также продолжают применяться отдельные устройства для коммуникации, например, GoTalk. Многие семьи просто называют устройство для коммуникации «планшет» или «голос». Для каждого устройства или приложения нужно заранее продумать словарь, которому вы будете обучать ребенка. Для этого могут понадобиться консультации с учителем-дефектологом, поведенческим терапевтом, учителем ребенка или другими специалистами.

Уход за устройством для коммуникации

Здесь мы кратко опишем три аспекта ухода за устройством, которое ваш ребенок использует для коммуникации. Поскольку это речь ребенка, очень важно сохранять его в хорошем состоянии и гарантировать, что устройство будет под рукой ребенка каждый раз, когда у него возникнет потребность в коммуникации.

Безопасность устройства

Если ваш ребенок использует планшет, на котором установлено приложение для коммуникации, то вам необходимо купить надежный защитный чехол для планшета. Мы также рекомендуем дополнительное стекло для защиты экрана. По нашему опыту, удобнее всего использовать пластиковый защитный чехол для планшета с резиновыми вставками, с ручкой и пристегнутым ремнем, который ребенок может накинуть на плечо, чтобы постоянно носить планшет с собой.

Если ребенок демонстрирует какое-либо деструктивное поведение по отношению к устройству, то необходима консультация с АВА-терапевтом и отдельный поведенческий план по поводу этой проблемы.

Чистота устройства

Ваш ребенок будет носить это устройство с собой везде, так что его будет необходимо часто очищать. Ежедневно протирайте чехол дезинфицирующими салфетками, чтобы удалить грязь и микробы. Аккуратно и регулярно протирайте экран, иначе он очень быстро станет липким. Если это не планшет, а специальный коммуникатор, то следуйте его инструкции по очистке.

Зарядка устройства

Сделайте зарядку устройства частью ежедневного расписания – когда ребенок ложится спать вечером, всегда подключайте зарядку устройства на ночь. Если заряд устройства не держится целый день, то важно уделить внимание настройкам. Настройте устройство так, чтобы расход заряда был наиболее экономным, например, лучше отключить bluetooth и wifi, можно уменьшить яркость экрана до разумных пределов. Помните, что ребенку лучше всего использовать данное устройство только для коммуникации, если он им не пользуется, экран устройства должен отключаться.

Кроме того, на всякий случай лучше купить переносной аккумулятор для мобильных устройств, чтобы у вас всегда была возможность подзарядить планшет. Если это устройство на батарейках, то убедитесь, что у вас есть запасные батарейки, и они у вас под рукой.

«Слова» ребёнка всегда должны быть доступны!

Развитие чувства собственности

Важно, чтобы у ребенка как можно скорее развилось чувство собственности по отношению к устройству, и чтобы он научился всегда держать устройство при себе. Если он в школе или в другом месте, где вас нет рядом, то педагоги и другие специалисты могут забывать его устройство или не держать его рядом с ним. По этой причине очень важно приучать ребенка к тому, чтобы носить устройство с собой из комнаты в комнату, на улице или в школе.

Для большинства устройств есть ремень, который можно носить на плече. Учите ребенка накидывать ремень на плечо и носить устройство с собой. Если он садится за стол или начинает играть на полу, то он должен снять устройство с плеча и положить рядом с собой. Для тех ситуаций, когда устройство недоступно, например, в бассейне или во время купания, лучше подготовить доску для коммуникации из заламинированного листа бумаги. Для такой доски сделайте скриншоты экрана в его приложении для коммуникации, потом распечатайте скриншот и заламинируйте лист с распечаткой. Когда устройство недоступно, ребенок сможет сообщить вам, что он хочет, указывая на изображения на заламинированной копии экрана.

Поначалу вам придется часто напоминать ребенку о том, что нужно держать устройство рядом с собой. По мере того как ребенок будет учиться коммуникации с помощью устройства, ему будет нужно подсказывать все реже. Если ребенок сопротивляется тому, чтобы носить с собой устройство, то ему понадобится отдельный поведенческий план, когда его будут поощрять за ношение устройства. По возможности, не держите устройство у себя и не кладите его в свою сумку или в другое место, где устройство будет недоступно для ребенка. Точно так же дома у ребенка должен быть постоянный доступ к устройству, когда он не спит.

Устройство только для коммуникации

Если ребенок использует приложение для альтернативной коммуникации на электронном планшете, то у вас может возникнуть искушение разрешить ему играть в игры и смотреть видео на том же устройстве. Пожалуйста, ни в коем случае этого не делайте. Если ребенок смотрит мультики или играет, он не сможет одновременно вступать в коммуникацию. Мы очень часто наблюдаем, что, если ребенок использует устройство для игр, он гораздо реже использует его для коммуникации.

Для развития коммуникативных навыков ребенка критически важно, чтобы устройство использовалось только для этой цели. У многих семей есть второе устройство, на котором ребенку разрешают играть или смотреть видео. Сейчас есть очень недорогие планшеты и смартфоны, которые вполне подойдут для такой цели.

Настройки «родительского контроля» можно использовать, чтобы гарантировать, что у ребенка есть только доступ к приложению для коммуникации, и что он не может случайно изменить настройки или словарь в приложении.

С чего начать обучение коммуникации

Обучение коммуникации состоит из двух компонентов, которые важно практиковать в течение каждого дня ребенка – создания возможностей и моделирования языка. Выберите занятие или предмет (любимая игрушка ребенка, рисование, печенье) и начните моделировать для ребенка, как использовать устройство, и подсказывайте ему, чтобы он делал это сам. Подойдите к процессу творчески, ищите как можно больше всего, что ребенок может попросить.

Если ваш ребенок хихикает или иначе демонстрирует, что ему что-то нравится, то это хорошая возможность для моделирования и/или подсказки использовать устройство. Например, «Я хочу картошку» или «Это весело!». Если вы замечаете признаки, что ребенок может прибегнуть к нежелательному поведению, то подскажите ему, как сказать «хватит», «мне это не нравится» или «не хочу картошку».

Для подростков идеальной ситуацией для практики и моделирования коммуникации может стать обучение жизненным навыкам, например, приготовлению пищи. Во время еды/готовки есть много возможностей для использования разных слов, в том числе глаголов и прилагательных. Например, можно сказать «нравится», «не нравится», «возьми», «мне нужно», «помоги мне», «смешай», «вкусно», «фу».

Веселитесь и «балуйте» ребенка!

Помните, что для развития коммуникации и речи ребенка очень важно, чтобы он начал ассоциировать речь с чем-то очень приятным. Коммуникация с другими людьми должна стать поощрением для ребенка, а для этого важно, чтобы она объединилась для него с весельем и приятным времяпрепровождением, мы называем это «сочетание стимулов».

Если мы видим, что ребенок отказывается использовать устройство для коммуникации, бросает его и избегает, значит, к нему предъявлялись неприятные и завышенные требования, и он ассоциирует устройство только с одним «нехорошим» словом… работой. При начале обучения любому методу коммуникации всегда нужно учить просьбам (ребенок учится просить то, что он сам хочет). Это позволяет ребенку быстро понять, что устройство – это источник того, что он любит больше всего. Только после того, как ребенок начнет уверенно использовать устройство для просьб о любимых предметах, можно моделировать для него то, как использовать устройство для комментариев и поддержания беседы.

Занятия по обучению тому, как пользоваться устройством, лучше всего проводить во время игр с ребенком, в обогащенной среде, где много предметов, которые нравятся ребенку. Устраивайте занятия, во время которых вы можете «забаловать» ребенка. Поместите его любимые лакомства, игрушки и другие предметы в прозрачные контейнеры и начинайте работать с ребенком над тем, как попросить их, а также используйте устройство, чтобы комментировать то, что он делает. Например: съедобная сенсорная игра! Попробуйте рисовать лица взбитыми сливками и конфетками. Что можно подсказать или смоделировать во время такого занятия: «Я хочу сливки», «Еще сливки», «Нажми», «Круг», «Глаза», «Хочу конфеты», «Красные конфеты», «Хочу нос», «Это весело», «Стол грязный», «Салфетка», можно также включить цвета, формы и цифры.

Учитель-дефектолог    Кушнерук О. В.

поделиться в: