РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТИ РЕБЕНКА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

24.04.2019

Многие со школьных лет помнят немудреные слова: «Мы писали, мы пи­сали, наши пальчики устали». Небольшая гимнастика помогала расслабить­ся рукам и продолжить работу. А известно ли вам, что, выполняя простые движения кистями и пальцами, мы снимаем напряжение и с языка, губ? Оказывается, пальцы рук могут помогать учиться говорить, особенно тем де­тям, у кого трудности с речью.

Специальными исследованиями установлено: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. К четырем годам «зрелый» ребенок должен уметь напрягать по желанию одну руку, оставляя другую свободной. Но если у малыша проблемы с речью (задержка психомоторного раз­вития), общее напряжение остается на долгие годы, что мешает учить­ся, гибко мыслить, переключать внимание. А замечали, как у 4—6-летних детей напрягаются пальчики, когда трудно выговорить слово: сжимаются в кулачки или, наоборот, вытягиваются веером? Развивать моторику паль­цев, а значит — улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь по силам всем родителям.

Проявите терпение и настойчивость! Для начала научите ребенка играм с пальчиками. Малыш 2—3 лет с удовольствием слушает потешки, улавли­вает их ритмы, повторяет слова. Сначала сами покажите, что нужно делать. Не получается? Возьмите руки ребенка в свои и осваивайте упражнения вместе. Самое главное — четко соблюдать заданный ритм и стремиться к естественности и легкости движений.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации — прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.), тряпочки, предметы для исследова­ния, он получает необходимый стимул для развития.                                                                                                             

Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки.

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или паль­чик и «рисует» на большом листе бумаги), пластилин (под присмотром взрос­лого) — его можно пока просто мять и разрывать на кусочки.

Освоение ножниц — тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки — сложнее).

После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей (большие кусочки); нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них — мышление, речь, внимание. Для того чтобы движения рук ребенка стали еще более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала, по­верхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.). Детям даются задания:

—      застегивание пуговиц;

— завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);

— переливание воды из емкости с узким горлышком в емкость с широким горлышком.

Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бас­сейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (го­рох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует руку вашего малыша, развивает его тактильные ощущения.

Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа.

«ШАЛУН»

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила.

На первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

На следующие две строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.

А этому — не дала.

Он много шалил, свою тарелку разбил.

Со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

«БЕЛОЧКА»

(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продает свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

 

 Желательно заканчивать пальчиковую гимна­стику упражнением, которое  содержит элементы массажа. Выполняя пальчиками раз­личные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к пись­му. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скован­ность движений.

Предлагаем вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для дости­жения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5—7 минут

Игры для развития мелкой моторики

 

  1. Сортировка мелких предметов Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок. 2. Помпоны и пинцет Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.
  2. Кукольная одежда на прищепках Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
  3. Коробочка с прищепками Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, можно наклеить круглые стикеры с буквами по краю коробки и написать соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке.

 Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

  1. Болты и гайки Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт. 6. Упражнение с дыроколом Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.
  2. Трубочки для коктейля Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
  3. Бусы Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику. 9. Рисунок из фасоли

На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует мышцы кисти и пальцев. 10. Сортировка семян

Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета. 11. Мозаика Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами. 12. Скрепки Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета. 13. Зубочистка Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

  1. Цветной песок Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрести лишний песок с картинки.

 

15. Наматывание ниток Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек. 16. Переливание жидкостей и не только Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.

поделиться в: