Причины возникновения и формы проявления компьютерной зависимости

04.05.2020

Почему формируется компьютерная зависимость? Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Или, например, отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от
общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие
установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. Общая неудачливость ребенка также может являться причиной игромании. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он - главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель).   
На данный момент, когда подрастает первое поколение «экранных детей» последствия, становятся все более очевидными. Первое из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития - дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. 

Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4 % детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз. Покупая малышу, новые компьютерные игры родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это безопасное занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много) но и для его психического развития.


Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или «Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.
Способы реагирования ребенка:

A. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере - полная свобода от компьютера на момент тестирования. 

Б. Ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет
просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается - 1-я степень зависимости
в пределах первого месяца овладения новой игрушкой и (или) начальный
этап 2-й степени зависимости.

B. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не
прерывает - зависимость 2-3-й степени.
В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо через
какой-то промежуток времени (на следующий день) обратиться к ребенку с
развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне,
пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь!
Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу
будет аналогичной, то можно делать окончательный вывод о наличие у
ребенка компьютерной зависимости и необходимости предоставить ему
квалифицированную помощь.

Лечение компьютерной зависимости - сложная проблема, которая
требует согласованной работы специалистов различных областей медицины.
В таких случаях родители должны поддержать ребёнка и помочь ему
разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно
критиковать ребёнка, проводящего слишком много времени за компьютером.
Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если
ребёнок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в
какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только
сблизит ребёнка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит,
ребёнок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с
большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика
воспринимается ребёнком, как отказ родителей понять его интересы и
потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной
мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей
является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать
детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять,
почему-то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить компьютер из
жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в
раннем и дошкольном возрасте, когда внутренняя жизнь ребёнка только
складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность. Компьютерные игры
можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды
детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и
сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в
обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать
воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) и научился отличать
игру от реальности. Предоставлять свободный доступ к информационной
технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет),
когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет
для них именно средством получения нужной информации, а не властным
хозяином над их душами и не их главным воспитателем.
Как уберечь ребенка от зависимости? К сожалению, нет абсолютного
рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить
вероятность возникновения зависимости.
1. Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать.
Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов.  Детям младшего
школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста —
не более часа в сутки на игры.
2. Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть,
чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и
проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги

ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А
если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не
привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это
будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
3. Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет
на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать
«достаточно» — компьютер нужен папе.
4. Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда
предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его
необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь,
работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень
действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится
работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по
экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать
полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет
относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
5. Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он
будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это
какой-то вид спорта. Или кружок. Его наградные листы, удачные поделки,
медали необходимо выставлять на видном месте, чтобы гости семьи видели
его успехи.
6. Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его
друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
7. Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми.
Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не
понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя,
который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который
«не читал, но осуждаю».

Материалы для статьи подобраны
педагогом социальным Полховской С.А.