Как правильно обратиться к человеку с аутизмом?
14.04.2023Как правильно обратиться к человеку с аутизмом?
Наверняка вы уже слышали слова «аутист», «аутичный человек», «человек с аутизмом». На первый взгляд может быть не совсем понятно, в чем разница между этими определениями, как правильно говорить о людях с особенностями в развитии.
Во всем мире действует правило «сначала — человек, потом — его особенности», суть которого состоит в том, что сначала всегда нужно называть человека, и только потом — его особенность. То есть корректно будет сказать: «человек с особенностями развития», «человек с аутизмом». Используемые термины «аутист», «даун», напротив, не стоит употреблять — они делают особенность человека его главной отличительной чертой. С ласковым обращением к ребенку вроде «аутёнок» или «даунёнок» надо быть предельно осторожным: это нравится далеко не всем родителям. Если нужна обобщенная формулировка, то оптимальный вариант — «человек с особенностями развития».
Максимально нейтральная формулировка — «человек с инвалидностью», менее удачная — «инвалид». Распространенное словосочетание «человек с ограниченными возможностями», лучше не использовать: зачастую физические возможности человека ограничены не инвалидностью, а отсутствием адекватных условий среды. Поэтому корректно будет сказать «человек с особыми потребностями».
Почему именно одни формулировки считаются уместными, а другие – неприемлемыми? По устаревшим психиатрическим взглядам аутизм — это болезнь, от которой люди страдают, от которой необходимо лечиться. Проблемы действительно могут быть связаны с конкретными симптомами или явлениями, человек может испытывать серьезные трудности, но связаны они будут с конкретными нарушениями, а не с аутизмом в целом. Поэтому использование оборотов «больной аутизмом», «страдает аутизмом», «у него тяжелая форма аутизма» некорректно. Нежелательно применять такие формулировки и в отношении человека с нарушением опорно-двигательного аппарата или синдром Дауна. В настоящее же время расстройства аутистического спектра считаются особенностями развития, поэтому в лечении они не нуждаются (но человек может иметь сопутствующие нарушения и заболевания, которые могут корректироваться медикаментозно).
Парадигма нейроразнообразия подразумевает, что аутичность — один из многих вариантов нормы, особенность личности, особенность развития. Это предполагает, что человек не болен, а просто другой (как интроверсия и экстраверсия). Мозг человека с аутизмом, к примеру, быстрее устаёт от разных стимулов окружающей среды (громких звуков, мигающих огней и яркого света, большого скопления людей, прикосновений и т.д.), может перегрузится, что приведёт к мелтдауну (сенсорное утомление, вызывающее эмоциональный срыв и поведенческие сложности). Делает ли это его дефектным человеком? Нет, это просто его особенность. При создании определённых условий, мелтдаун может и не случиться. Нужно отметить, что у аутичных людей есть также свои плюсы и сильные стороны, которых не может быть у нейротипичного человека.
При встрече с человеком с особенностями развития, нельзя угадать, как лучше о нем говорить. Поэтому в разговоре всегда стоит уточнить, как человеку будет приятнее, чтобы его называли. Понимая, что вы беспокоитесь о его комфорте, человек с удовольствием подскажет вам, как быть более корректным.
Культура внимательного отношения к речи, когда говоришь о непохожем на тебя человеке, в обществе приживается не так быстро, как хотелось бы. Такой подход однажды приведёт к тому, что не нужно будет говорить о том, что человек аутичен, имеет синдром Дауна или другую особенность развития. Ведь если люди поймут, насколько психика разнообразна, мы избавимся от концепции «нормы-патологии», общество будет ориентировано на создание условий для поддержки людей с особенностями развития, помощи в социализации и реализации потенциала людей с особыми потребностями.
Информацию подготовила
педагог-психолог ГУО «Брестский ОЦКРОиР»
Людмила Александровна Гапанович