Как экологично проживать негативные эмоции? И что вообще значит — экологично?

20.02.2023

 Возникающие эмоции важно признавать. Гнев, грусть и разочарование абсолютно нормальны. Подавление эмоций негативно сказывается на общении с людьми, делает нас уязвимыми перед незначительными раздражителями, приводит к мышечным зажимам.

Наша задача — дать эмоциям осознанный экологичный выход.

Экологичность подразумевает гармоничное, а не разрушительное выражение своих реальных эмоций, не направленное против других людей и себя самого.

Альтернативу разрушительного поведения для взрослых смотрите в карточках

 

Рекомендации для помощи ребенку:

С взрослением ребенка будут меняться способы успокоения в стрессовых для него ситуациях. Например, для грудничка самое лучшее утешение — это мамина грудь или руки. После полугода будет хорошо работать переключение внимания. Но вот годовалому малышу и старше будет необходимо прожить эмоции, связанные с проблемой.

Примерно с года перестает работать прием "отвлечение". И это становится маркером, что пришло время научить ребенка распознавать свои эмоции, проживать их, справляться с тщетностью.

В помощь будет наиболее "экологичный" алгоритм научения ребенка:

Этап 1

Будьте рядом с ребенком, чтобы он чувствовал вашу помощь и поддержку. Не стоит бросаться на помощь, стараться переключить внимание любой ценой. Просто помогите ему выразить словами, что он чувствует, скажите вместо него: «тебе горько и обидно от того, что игрушка сломалась, я понимаю тебя, я рядом». При этом малыш может заплакать еще горше, и это нормально. Ему нужно прожить, «выплакать» эту ситуацию. Не нужно обесценивать, говорить, что это не проблема. Для ребенка в данный момент эмоции самые настоящие и глубокие.

Часто родителям этот этап дается очень тяжело. Особенно, если им самим в детстве запрещали выражать эмоции. Тогда плач малыша просто невыносим. Тут ваша задача заранее позаботиться о себе.

Этап 2

Предложите помощь в успокоении («давай я тебя обниму/поглажу»). Важно, чтобы ребенок согласился с предложением или сам сообщил, что именно ему нужно. Иногда дети отвергают помощь, и это нормально, просто продолжайте быть рядом.

Этап 3

Когда эмоции немного утихнут, предложите варианты решения проблемы, если они есть («давай вместе починим машинку»). Тут не нужно придумывать несуществующие способы решения проблемы. Если машинку не починить, то важно помочь ребенку погоревать по этому поводу, а не придумать решение проблемы любой ценой.

Этап 4

Обсудите ситуацию после ее завершения. Пока ребенок в эмоциях, что-либо обсуждать бессмысленно. У него работают другие структуры мозга, он не услышит ваших логических доводов, не воспримет нравоучения. Не нужно говорить упавшему ребенку, что вы его предупреждали, пока он плачет по поводу падения.

А вот после успокоения уже можно спокойно обсудить, почему так произошло, и что сделать, чтобы избежать ситуации в будущем. Разумеется, для годовалого малыша обсуждение будет носить совсем примитивный характер («давай будем обращаться с игрушками аккуратно, чтобы они не ломались»).

Нормально, что ребенок реагирует на запрет эмоционально. И также нормально, что его близкие одновременно запрещают действие и помогают справиться с эмоциями, вызванными запретами. В таком случае ребенок понимает, что взрослые не отвергают его, а просто требуют выполнения правил.

Важно обучать ребенка плавно и постепенно, ориентируясь на готовность малыша и глубину проживаемых эмоций. Сначала новые навыки можно пробовать в не слишком значимых для ребенка ситуациях (например, когда он расстроен, но, возможно, даже не плачет). А затем распространять на остальные проблемы.

Информацию подготовила педагог-психолог

ГУО «Брестский ОЦКРОиР» Хотько А.А.

по материалам информационных ресурсов