Если ребенок принес из сада чужие игрушки

Информация с сайта: https://www.maam.ru

Практически каждый ребенок хоть раз взял чужую вещь без спроса. С первыми инцидентами родители сталкиваются еще тогда, когда возраст ребенка приближается к 3-4 годам. Конечно, осознанным воровством это можно назвать достаточно условно, но во многом от тактики поведения родителей будет зависеть, перерастет ли бессознательная кража во вредную привычку.

  Как правильно вести себя с ребенком?

  Cамое главное - подавить в себе первые эмоции, успокоиться и разговаривать в спокойной обстановке. Нужно обязательно постараться найти причину случившегося, а для этого не строить свои догадки, а поговорить с ребенком. Не перебивать его, не осуждать, он сам расскажет о ситуации.

Затем нужно найти способ вернуть украденное - так, чтобы не оскорбить ребенка. Не притащить его за руку силой, заставив почувствовать себя вором и плохим человеком. Психологи советуют, например, рассказать малышу сказку, как кто-то взял вещь, а потом вернул на место.

  Чего не следует делать?

  Не называйте ребенка «воришкой», «вором», не разглагольствуйте, что не любите воров и таких «плохих детей, которые порочат семью». Нельзя навешивать "уголовных" ярлыков, предсказывая ему "плохую дорожку" в жизни и т. д.

  Ни в коем случае не говорите: «Я тебя не люблю». Ребенок понимает вас буквально, и это травмирует его.

  Нельзя кричать на ребенка и тем более бить его - ваш гнев может привести к повторению ситуации, вы потеряете его доверие, и он будет делать все втихую.

  Не возвращайтесь к тому, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз. Нельзя припоминать малышу его прошлые ошибки.

Почему дети воруют

  Причин, которые толкают ребенка к воровству, немало. Попробуем структурировать их и обозначим самые основные посылы.

  1. Воровство, как побочный эффект дефицита внимания. Ребенку часто бывает одиноко, ему не хватает общения с мамой. Он крадет, потому что после данного инцидента получает максимум внимания. Все члены семьи бросают свои занятия и начинают совместные поиски пропажи. Режиссер всего этого спектакля – ребенок, который отчаянно нуждается в общении.
  2. Воровство, как подражание авторитетным родителям. Мама и папа не могут совершать неправильных поступков, уверены малыши. Их действия всегда правильные и рассудительные. Поэтому, если ребенок часто видит, как родители приносят в дом «плохо лежавшую вещь», скорее всего, он решит, что в краже чужих вещей нет ничего предосудительного.
  3. Воровство, как способ удовлетворения своих потребностей. Это наиболее тяжелая форма детского воровства, свойственная маленьким избалованным эгоистам, часто единственным детям в семье. Зависть к игрушкам товарища, которых у ребенка нет, рано или поздно толкнет его на путь воровства.
  4. Воровство, как развлечение. Такая форма характерна для подростков, которым во что бы то ни стало хочется продемонстрировать свою крутость ровесникам. Но иногда крадут для удовольствия и 3-4-летние малыши.

  Дети 3-4 лет живут в мире фантазий и, порой, не отделяют реальность от вымысла. Они частенько приносят чужие игрушки с игровой площадки или из детского сада и, в буквальном смысле, как спланированное воровство этот поступок квалифицировать нельзя. Дети до 4 лет не различают вещь на «мою» и «чужую». Понравившаяся игрушка бессознательно оказывается в руках ребенка. И он уносит ее домой, не думая о том, что у игрушки есть законный хозяин.

  Дети 5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда получается.

  Родители, как правило, сквозь пальцы смотрят на то, что малыш присвоил дешевую игрушку и в панике возвращают дорогую. Хотя, на самом деле, сам факт, что ребенок спокойно берет чужие вещи без спроса – знак тревожный и реагировать на него нужно независимо ни от чего.

  В 5 лет детям свойственен эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им. Они просто ее берут себе и все. Задача родителей: объяснить, что у каждой игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.

  Иногда украденную вещь ребенок отказывается возвращать, потому что убежден в ее бесхозности. «Я ее нашел! Она моя!», – упрямо твердит ребенок, сжимая в кулачках игрушку. Родители должны объяснить, что потерянные вещи тоже имеют хозяев. И, возможно, маленький владелец сейчас очень расстроен, плачет, так как не может найти пропажу.

  Бездействие родителей в этом вопросе может сформировать изначально неправильную модель поведения в сознании ребенка. Безобидное воровство малышей 3-4 лет может перерасти в будущем в стиль жизни. Известно немало случаев, когда пойманный на воровстве 5-летний малыш говорит, что сделал это, чтобы подарить маме подарок. Поскольку родители не объяснили ему своевременно «что такое хорошо, а что такое плохо», он не осознает, что совершает дурной поступок и руководствовался благой целью – сделать маме или папе приятное.

  Итак, что должны предпринять родители, если дети приносят в дом чужие вещи?

  Если вы нашли чужую вещь у ребенка, то ни при каких обстоятельствах не разрешайте оставлять ее у себя дома. Верните игрушку вместе с ребенком, и пусть он принесет свои извинения. Объясните своему ребенку, что из детского сада игрушки не брать : поиграл – убери на место. («Каждой вещи – свое место»).

  Проведите с ребенком серию бесед («Моё и чужое») о том, что у каждого человека есть личные вещи. Это носовой платок, одежда, игрушки.

  И каждый человек бережет и дорожит своими вещами. Он может пользоваться только сам (носовой платок, а может поделиться и дать поиграть другому (игрушка). Но эти вещи детям покупают родители. Рассказать о том, что брать без разрешения – плохо.

 Обратите внимание на чувства, которые возникают у ребенка в процессе конфликта:

- Ты попросил и тебе дали поиграть. У всех хорошее настроение.

- Ты взял без спроса. У всех плохое настроение. Это плохо.

 И если тебе очень хочется иметь игрушку, попроси родителей, вежливо попроси ребенка - хозяина игрушки, дай ему свою игрушку (разобрать всевозможные ситуации).

  Если все же вашему ребенку отказали, не обижаться, а найти себе друзей, которые будут с ним делиться. Или найди себе более интересное занятие. Тогда к вашему ребенку обязательно потянуться друзья и будут с ним играть вместе.

  Главное больше времени уделяйте играм и общению со своим ребенком. Тогда вещи для него будут менее важны, чем отношения с людьми.

  Сначала разберитесь в первопричине его поступка. Может быть, родители невнимательны к потребностям ребенка и, видя «богатое имущество» сверстников, ваш ребенок чувствует себя обделенным? Или он украл вещь, которую давно и безрезультатно просил ему купить, но, получив отказ без веского аргумента, решил «добыть» игрушку единственным доступным ему способом. В любом случае, украденную вещь необходимо вернуть.

  Проанализируйте поведение ребенка. Принес ли он ее открыто или тайком? Забрал ли игрушку втихаря или «договорился» с владельцем полюбовно? Бывает, что в этом возрасте ребенок отбирает игрушку у ровесника, чтобы доказать свое лидерство, силу и власть над более слабым сверстником.

  Психологи советуют пожалеть малыша, пойманного на воровстве. Тогда ему станет стыдно, говорят они. Объяснять дурность этого поступка специалисты рекомендуют через призму переживаний другого участника ситуации – ребенка, который лишился игрушки. Расскажите, как тот переживает из-за «потерянной» вещи.

  Затем помогите малышу исправить поступок. Но обойдитесь без публичных обсуждений на глазах у сверстников и других взрослых. Лучше это сделать наедине с обоими участниками инцидента. В качестве извинения можно позволить ребенку предложить поделиться на время своей игрушкой. И обязательно скажите малышу, как вы им гордитесь после того, как неприятная ситуация разрешится.

  Чего точно нельзя делать родителям, даже если случаи, казалось бы, невинных краж участились? Не угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт лучше скрыть, чтобы они не ругались. Не называйте его малолетним вором. Оскорбление личности еще ни разу не принесло положительного результата. Помните старую присказку «если ребенка называть дураком, в конечном итоге он станет им»? В случае с воровством эффект будет аналогичным. Откажитесь от сравнения малыша с другими, более послушными детьми. Не нужно стремиться пристыдить ребенка за этот проступок.

  Наконец, запомните главное педагогическое правило: «ругай – наедине, хвали – при всех». Не нужно устраивать публичную «порку» ребенку, который уносит чужие вещи. Поговорите с ним дома без свидетелей.

Информацию подготовила

педагог-психолог  ГУО "Брестский

областной центр коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации"

Хотько Анна Александровна