Если ребенок принес из сада чужие игрушки
Информация с сайта: https://www.maam.ru
Практически каждый ребенок хоть раз взял чужую вещь без спроса. С первыми инцидентами родители сталкиваются еще тогда, когда возраст ребенка приближается к 3-4 годам. Конечно, осознанным воровством это можно назвать достаточно условно, но во многом от тактики поведения родителей будет зависеть, перерастет ли бессознательная кража во вредную привычку.
Как правильно вести себя с ребенком?
Cамое главное - подавить в себе первые эмоции, успокоиться и разговаривать в спокойной обстановке. Нужно обязательно постараться найти причину случившегося, а для этого не строить свои догадки, а поговорить с ребенком. Не перебивать его, не осуждать, он сам расскажет о ситуации.
Затем нужно найти способ вернуть украденное - так, чтобы не оскорбить ребенка. Не притащить его за руку силой, заставив почувствовать себя вором и плохим человеком. Психологи советуют, например, рассказать малышу сказку, как кто-то взял вещь, а потом вернул на место.
Чего не следует делать?
Не называйте ребенка «воришкой», «вором», не разглагольствуйте, что не любите воров и таких «плохих детей, которые порочат семью». Нельзя навешивать "уголовных" ярлыков, предсказывая ему "плохую дорожку" в жизни и т. д.
Ни в коем случае не говорите: «Я тебя не люблю». Ребенок понимает вас буквально, и это травмирует его.
Нельзя кричать на ребенка и тем более бить его - ваш гнев может привести к повторению ситуации, вы потеряете его доверие, и он будет делать все втихую.
Не возвращайтесь к тому, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз. Нельзя припоминать малышу его прошлые ошибки.
Почему дети воруют
Причин, которые толкают ребенка к воровству, немало. Попробуем структурировать их и обозначим самые основные посылы.
- Воровство, как побочный эффект дефицита внимания. Ребенку часто бывает одиноко, ему не хватает общения с мамой. Он крадет, потому что после данного инцидента получает максимум внимания. Все члены семьи бросают свои занятия и начинают совместные поиски пропажи. Режиссер всего этого спектакля – ребенок, который отчаянно нуждается в общении.
- Воровство, как подражание авторитетным родителям. Мама и папа не могут совершать неправильных поступков, уверены малыши. Их действия всегда правильные и рассудительные. Поэтому, если ребенок часто видит, как родители приносят в дом «плохо лежавшую вещь», скорее всего, он решит, что в краже чужих вещей нет ничего предосудительного.
- Воровство, как способ удовлетворения своих потребностей. Это наиболее тяжелая форма детского воровства, свойственная маленьким избалованным эгоистам, часто единственным детям в семье. Зависть к игрушкам товарища, которых у ребенка нет, рано или поздно толкнет его на путь воровства.
- Воровство, как развлечение. Такая форма характерна для подростков, которым во что бы то ни стало хочется продемонстрировать свою крутость ровесникам. Но иногда крадут для удовольствия и 3-4-летние малыши.
Дети 3-4 лет живут в мире фантазий и, порой, не отделяют реальность от вымысла. Они частенько приносят чужие игрушки с игровой площадки или из детского сада и, в буквальном смысле, как спланированное воровство этот поступок квалифицировать нельзя. Дети до 4 лет не различают вещь на «мою» и «чужую». Понравившаяся игрушка бессознательно оказывается в руках ребенка. И он уносит ее домой, не думая о том, что у игрушки есть законный хозяин.
Дети 5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда получается.
Родители, как правило, сквозь пальцы смотрят на то, что малыш присвоил дешевую игрушку и в панике возвращают дорогую. Хотя, на самом деле, сам факт, что ребенок спокойно берет чужие вещи без спроса – знак тревожный и реагировать на него нужно независимо ни от чего.
В 5 лет детям свойственен эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им. Они просто ее берут себе и все. Задача родителей: объяснить, что у каждой игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.
Иногда украденную вещь ребенок отказывается возвращать, потому что убежден в ее бесхозности. «Я ее нашел! Она моя!», – упрямо твердит ребенок, сжимая в кулачках игрушку. Родители должны объяснить, что потерянные вещи тоже имеют хозяев. И, возможно, маленький владелец сейчас очень расстроен, плачет, так как не может найти пропажу.
Бездействие родителей в этом вопросе может сформировать изначально неправильную модель поведения в сознании ребенка. Безобидное воровство малышей 3-4 лет может перерасти в будущем в стиль жизни. Известно немало случаев, когда пойманный на воровстве 5-летний малыш говорит, что сделал это, чтобы подарить маме подарок. Поскольку родители не объяснили ему своевременно «что такое хорошо, а что такое плохо», он не осознает, что совершает дурной поступок и руководствовался благой целью – сделать маме или папе приятное.
Итак, что должны предпринять родители, если дети приносят в дом чужие вещи?
Если вы нашли чужую вещь у ребенка, то ни при каких обстоятельствах не разрешайте оставлять ее у себя дома. Верните игрушку вместе с ребенком, и пусть он принесет свои извинения. Объясните своему ребенку, что из детского сада игрушки не брать : поиграл – убери на место. («Каждой вещи – свое место»).
Проведите с ребенком серию бесед («Моё и чужое») о том, что у каждого человека есть личные вещи. Это носовой платок, одежда, игрушки.
И каждый человек бережет и дорожит своими вещами. Он может пользоваться только сам (носовой платок, а может поделиться и дать поиграть другому (игрушка). Но эти вещи детям покупают родители. Рассказать о том, что брать без разрешения – плохо.
Обратите внимание на чувства, которые возникают у ребенка в процессе конфликта:
- Ты попросил и тебе дали поиграть. У всех хорошее настроение.
- Ты взял без спроса. У всех плохое настроение. Это плохо.
И если тебе очень хочется иметь игрушку, попроси родителей, вежливо попроси ребенка - хозяина игрушки, дай ему свою игрушку (разобрать всевозможные ситуации).
Если все же вашему ребенку отказали, не обижаться, а найти себе друзей, которые будут с ним делиться. Или найди себе более интересное занятие. Тогда к вашему ребенку обязательно потянуться друзья и будут с ним играть вместе.
Главное больше времени уделяйте играм и общению со своим ребенком. Тогда вещи для него будут менее важны, чем отношения с людьми.
Сначала разберитесь в первопричине его поступка. Может быть, родители невнимательны к потребностям ребенка и, видя «богатое имущество» сверстников, ваш ребенок чувствует себя обделенным? Или он украл вещь, которую давно и безрезультатно просил ему купить, но, получив отказ без веского аргумента, решил «добыть» игрушку единственным доступным ему способом. В любом случае, украденную вещь необходимо вернуть.
Проанализируйте поведение ребенка. Принес ли он ее открыто или тайком? Забрал ли игрушку втихаря или «договорился» с владельцем полюбовно? Бывает, что в этом возрасте ребенок отбирает игрушку у ровесника, чтобы доказать свое лидерство, силу и власть над более слабым сверстником.
Психологи советуют пожалеть малыша, пойманного на воровстве. Тогда ему станет стыдно, говорят они. Объяснять дурность этого поступка специалисты рекомендуют через призму переживаний другого участника ситуации – ребенка, который лишился игрушки. Расскажите, как тот переживает из-за «потерянной» вещи.
Затем помогите малышу исправить поступок. Но обойдитесь без публичных обсуждений на глазах у сверстников и других взрослых. Лучше это сделать наедине с обоими участниками инцидента. В качестве извинения можно позволить ребенку предложить поделиться на время своей игрушкой. И обязательно скажите малышу, как вы им гордитесь после того, как неприятная ситуация разрешится.
Чего точно нельзя делать родителям, даже если случаи, казалось бы, невинных краж участились? Не угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт лучше скрыть, чтобы они не ругались. Не называйте его малолетним вором. Оскорбление личности еще ни разу не принесло положительного результата. Помните старую присказку «если ребенка называть дураком, в конечном итоге он станет им»? В случае с воровством эффект будет аналогичным. Откажитесь от сравнения малыша с другими, более послушными детьми. Не нужно стремиться пристыдить ребенка за этот проступок.
Наконец, запомните главное педагогическое правило: «ругай – наедине, хвали – при всех». Не нужно устраивать публичную «порку» ребенку, который уносит чужие вещи. Поговорите с ним дома без свидетелей.
Информацию подготовила
педагог-психолог ГУО "Брестский
областной центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации"
Хотько Анна Александровна