2 апреля - день распространения информации об аутизме

02.04.2021

Ежегодно во всём мире 2-го апреля отмечается день распространения информации об аутизме. Важно говорить о том, что такое аутизм, как он проявляется и как определить, есть ли у ребёнка это нарушение или нет, каким образом можно помочь человеку с аутизмом. Раннее выявление аутизма у ребёнка повышает  шансы последнего на получение необходимой педагогической, медицинской помощи, тем самым, способствует его социализации, повышению качества жизни семьи, воспитывающей ребёнка с особенностями развития.

Аутизм или расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой нарушение развития, в результате которого у человека с раннего возраста страдает способность эффективно вступать в социальное взаимодействие, общаться. Нарушения развития проявляются у разных людей с аутизмом по-разному: в неумении говорить и понимать обращённую речь, играть, контролировать свои эмоции, поведение, многие испытывают трудности в обучении, имитации. При этом могут наблюдаться другие особенности поведения: повторяющиеся, однообразные движения, стереотипные интересы, необычные привычки.

Первые симптомы РАС можно заметить уже в возрасте 11-13 месяцев, проявляются в виде сниженной реакции ребёнка на своё имя, обращённую речь, некоторой отстранённости, неумения использовать жесты или слова, своеобразной игре и специфического интереса к предметам.

Учёным, к сожалению, до сих пор не удалось установить причины, вызывающие аутистические нарушения в развитии ребёнка. РАС - это комплексное расстройство, вызванное сочетанием различных причин (отмечаются и генетические нарушения, и заболевание матери во время беременности, приём некоторых лекарственных препаратов увеличивают вероятность появления аутизма у ребёнка, и средовые экологические факторы).

Есть навыки и умения, которые должны сформироваться у ребёнка в определённом возрасте, их отсутствие может указывать на нарушение в развитии ребёнка (в том числе аутизм). Так называемые «красные флажки» аутизма:  

  • реакция на имя. После 10-12 месяцев ребёнок не реагирует на своё имя, не поворачивает голову, когда его зовут. В этом случае дополнительно необходимо проверить слух ребёнка.
  • реакция на обращённую речь. После 12-13 месяцев ребёнок хорошо слышит, но не обращает внимание на говорящего с ним человека (ребёнок реагирует на звук любимой музыкальной игрушки или мультика, но не реагирует, когда мама зовёт его или разговаривает с ним, находясь рядом).
  • улыбка. Ребёнок с РАС часто не демонстрирует удовольствие от взаимодействия со взрослым, не проявляет эмоции в ответ на реакцию взрослого (нет улыбки в ответ, как будто не замечая, что ему улыбаются, не смеётся, когда играет с мамой).
  • жесты. К 11-13 месяцам у ребёнка должны сформироваться некоторые жесты, например: указательный, «дай», «пока-пока», «да» и др. Отсутствие жестовой коммуникации может говорить о наличии у ребёнка РАС.
  • задержка развития речи. У ребёнка отсутствует лепетная речь к 12 месяцам, в 14-16 месяцев не использует слова. Или речь ребёнка необычная: он много повторяет слов, букв, интересных для него названий, но не использует речь, чтобы установить или поддержать контакт, поделиться эмоциями с другими.  
  • регресс в развитии. После 1,5-2 лет ребёнок теряет навыки в области социального взаимодействия и коммуникации, которыми владел в более раннем возрасте (использование жестов, речи, реагирование на обращённую речь, игру и др.).

В случае беспокойства родители ребёнка могут обратиться за консультацией к детскому врачу-психиатру, в центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, где квалифицированные специалисты смогут провести дифференциальную диагностику ребёнка, подсказать и сориентировать родителей в выборе адекватных методов коррекции имеющихся у ребёнка нарушений и дефицитов.  

 

Педагог-психолог

 ГУО «Брестский областной центр

коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Людмила Александровна

Гапанович