Насилие. Особенности физического и психического состояний у детей, подвергающихся насилию

09.03.2021

Насилие. Особенности физического и психического состояний у детей, подвергающихся насилию

Физическое насилие– преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

Внешний вид:

- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);

- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);

- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Основные типы травм:

На теле – синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера.

На голове – ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах. Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей. Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.

Возраст 0 - 6 мес.:

- малоподвижность;

- безразличие к окружающему миру;

- отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

- редкая улыбка в возрасте 3-6 мес. 

Возраст 6 мес. – 1.5 года:

- боязнь родителей; - боязнь физического контакта со взрослыми;

- постоянная беспричинная настороженность;

- плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

- испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 – 3 года:

- боязнь взрослых;

- редкие проявления радости, плаксивость;

- реакция испуга на плач других детей;

- крайности в поведении – от чрезмерной агрессии до безучастности.

Возраст 3 года – 6 лет:

- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

- пассивная реакция на боль;

- болезненное отношение к замечаниям, критике;

- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

- негативизм, агрессивность;

- лживость, воровство;

- жестокость по отношению к животным;

- склонность к поджогам;

Младший школьный возраст:

- стремление скрыть причину повреждений и травм;

- одиночество, отсутствие друзей;

- боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст:

- побеги из дома;

- суицидальные попытки (попытки самоубийства);

- делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;

- употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и заболевания, позволяющие заподозрить сексуальное насилие: - повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

- расширение ануса;

- следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

- заболевания, передающиеся половым путем;

- беременность;

- повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

- резкие изменения веса (потеря или прибавление);

- вагинальные кровотечения;

- психосоматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

Дети дошкольного возраста:

- ночные кошмары;

- страхи;

регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);

- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

- открытая мастурбация;

- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

- беспричинные нервно-психические расстройства. 

Дети младшего дошкольного возраста:

- низкая успеваемость;

- замкнутость, стремление к уединению;

- изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

- ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

- депрессия;

- побеги из дома или институциональных учреждений;

- низкая самооценка;

- угрозы или попытки самоубийства;

- сексуализированное поведение;

- употребление наркотиков или алкоголя;

- проституция или беспорядочные половые связи;

- жалобы на боли в животе.

 Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или тормозящее развитие личности.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить - эмоциональное насилие:

- задержка физического и умственного развития;

- нервный тик;

- энурез - печальный вид;

- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

- беспокойство или тревожность;

- нарушение сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;

- угрозы или попытки самоубийства;

- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

- плохая успеваемость;

- низкая самооценка;

- нарушение аппетита.

 Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, - во время пребывания в больнице или приюте);

- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

- задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

- выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;

- частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

- многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;

- повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

- постоянный голод и/или жажда;

- кража пищи;

- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе - внимание взрослых;

- требование ласки и внимания;

- подавленное настроение, апатия;

- пассивность;

- агрессивность и импульсивность;

- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

- неумение общаться с людьми, дружить;

- неразборчивое дружелюбие;

- регрессивное поведение;

- мастурбация;

- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

- низкая самооценка.

 

Информацию подготовила

педагог-психолог  ГУО "Брестский

областной центр коррекционно-развивающего

обучения и реабилитации"

Хотько Анна Александровна