Игра — это очень серьезно, но и весело!

25.05.2020

Детство — уникальный период человеческой жизни. Человечество
лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части
человеческой жизни, а не просто ее преддверия. Ребенок обладает своими
специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации
о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе
прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру —
главнейшее условие психического, социального, физического развития
ребенка.
Что нужно, чтобы ребенок играл? Ему нужны яркие, разнообразные
жизненные впечатления, которые он получает в повседневной жизни, —
образ мира. Чтобы ребенок научился играть, общаясь с родителями и
другими детьми. Ему нужно место для игры, игрушки и другие игровые
объекты, игровые средства. И внимание родителей, их участие, сочувствие,
подсказка — как сама же игра. Игра — это очень серьезно, но и весело!
Играйте с детьми
Спонтанная игра - это деятельность ребёнка, которая возникает по
его инициативе тогда, когда ему захочется, с теми предметами, какие больше
нравятся, и заканчивается, когда ребёнок наиграется. Спонтанные
игры необходимы для того, чтобы повысить жизненный опыт и улучшить
уже приобретённый.
Одним из средств стимулирующих самостоятельную игру детей,
являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах
раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка
выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры.  По мере
овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой
среды усложняется за счёт увеличения качества игрушек и внесения
предметов с различными назначениями.
    Ребёнок должен получать удовольствие от игры - игра должна
максимально походить на реальную жизнь, к разным жизненным ситуациям.
В этих играх (спонтанных) нет определённых правил и каких-либо
инструкций. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть, когда
захочется. Такие игры характерны для детей самого младшего возраста.
Вначале ребёнок играет руками и ногами, а затем предметами, которые
окажутся у него под руками. Он знакомится с ними разными способами:
 грызёт, стучит, бросает и даже ломает, выполняет разные манипуляции.
Взрослые не должны вмешиваться в игру, запрещать и прерывать её. Они
могут наблюдать, участвовать и (или) помогать по просьбе детей.
Существует два критерия самодеятельной (или спонтанной) игры:
 Наличие роли

 Наличие игрового мотива (то есть самостоятельно
инициированной деятельности)
   Пока мы вовлекаем ребенка в игру, ее нельзя назвать самодеятельной.
Это организованная педагогом игровая деятельность. Но в тот момент, когда
ребенок берет в руки инициативу, начинает развивать сюжет, придумывать
роли, игра становится самодеятельной.
   Самодеятельная (спонтанная) игра – это уникальная деятельность
ребенка, мотив которой лежит в ней самой. Суть самодеятельной игры – в ее
процессуальности, в этом же заключается ее развивающее значение.
    Следует различать понятия «инициатива в игре» (ею обладает тот,
кому принадлежат цели, способы и средства реализации данной игры) и
«инициатор игры» (тот, кто начал или предложил игру, но не определяет вид
игры). Взрослый может инициировать игру, передав затем инициативу
ребенку. И если случится момент, когда инициатива взрослого будет
подхвачена, и ребенок заиграет самостоятельно, игра перерастет в
спонтанную. С другой стороны, игра может быть несамодеятельной, даже
если ребенок играет в нее самостоятельно – например, игра в пирамидку или
пазлы, где цель (собрать кольца в определенном порядке или собрать из
частей общую картинку) уже заложена в самой игре, а не определяется
ребенком.
     Игра учит ребенка ставить цели. Учит быть самостоятельным.
Мотивы, цели, способы исполнения – вот единство трех компонентов. Очень
часто мотивы и цели ставит взрослый, ребенку остается только способ
исполнения. Вернуть ребенку единство всех трех компонентов очень важно,
и идеальной формой для этого является самодеятельная игра.
     Ребенку необходимо взаимодействовать со сверстниками. Ребенок
учится выстраивать отношения так, чтобы и его, и интересы другого ребенка
были соблюдены. Такое же условие содержится внутри спонтанной игры.
Ведь только так спонтанная сюжетно-ролевая игра будет продолжаться.
Ребенок должен обладать развитым воображением. Развитое воображение
предполагает сформированность внутреннего плана действий – способность
представить себе ситуацию и мысленно преобразовать ее. Только в
спонтанной игре формируются знаковые действия и способность к
моделированию.
    Преодоление эгоцентрической позиции также происходит в игре.
Пиаже сказал, что ребенок видит окружающий мир только со своей точки
зрения. Принимая на себя игровую роль, ребенок меняет свою точку зрения и
смотрит на мир с других точек зрения. Здесь также силен и познавательный
компонент.  Если ребенок чего-то не знает, то он выходит из игры, узнает, а
затем снова погружается в игру. Игра и познание перемежаются
волнообразно. Я ищу знания, потому что они нужны мне. А учебная

деятельность вырастает на основе познавательного мотива. Именно здесь и
лежит прочная взаимосвязь дошкольного детства и школьного возраста.
     Сегодня специально организованные игры или развивающие игры
вытесняют из спонтанную игру.
    Если ребенок играет с детьми старшего возраста, картина меняется.
За счет постоянных вовлечений старшими детьми младших –
разворачивается невероятно сильная игра, организовать которую взрослый не
способен.   
Что же самое, самое главное, какие «заповеди» развития детской игры
важно помнить родителям?
Первая — ребенку должно быть хорошо в семье, чтобы он, чувствуя
постоянную ласку и понимание, стремился бы к родителям, как источнику
интереса к жизни во всем ее доступном для него многообразии.
Вторая — знания ребенка об окружающей его жизни, людях, природе,
технике, о сказках и былях должны соответствовать масштабу его
возможностей пустить все эти знания в игру. Именно в игре ребенок
расправляет крылья своих способностей. В игре он — творец.
Третья — для хорошей игры нужна хорошая игрушка: магазинная,
народная, самодельная; многообразие предметов, которые могут в игре быть
всем, что задумано ребенком. Детская игровая фантазия требует опоры,
места и материала для развития; играйте с ребенком и его друзьями.
Четвертая — школьная учеба не вытесняет игру. Игра естественным
образом связывает дошкольную пору жизни ребенка со школьной, помогает
ему сохранить и приумножить в своей личности то ценное, что дало ему
дошкольное детство.

Информацию подготовила М.А.Кулик,
педагог-психолог ГУО «Брестский областной ЦКРОиР»

Фотогалерея: