Дистанционное обучение: жесткий тест или хорошая возможность?
04.05.2020Дистанционное обучение – серьезный вызов для детей и родителей, жесткий
тест на степень самостоятельности и ответственности детей, на умение
организовывать свою жизнь и управлять ею, на сформированность умения
учиться и учебно-познавательной деятельности. При этом дистанционное
обучение можно воспринимать и позитивно – как возможность для ребенка,
особенно старшеклассника, учиться самому быстрее, чем в школе. Несколько
практических советов родителям:
Важен диалог и уважительное, дружелюбное общение, чтобы ребенок
сам принял решение, что он будет выполнять задания учителя. Обсудите с ним,
что ему поможет и что может помешать. Пусть он напишет свое намерение на
бумаге. Собственное решение, зафиксированное письменно, станет для
школьника психологической опорой, к которой можно обращаться. Оно
отличается от обещания родителям, то есть внешней системе управления
жизнью, в которой преобладает ответственность взрослых.
В конце каждого дня подробно обсуждайте с ребенком что
получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей задавайте
открытые вопросы, обращенные к конкретному опыту: что, как, для чего,
зачем, что чувствовал, как это получилось или не получилось и т.д. В свою
очередь давайте ему развернутую положительную обратную связь: опишите
конкретный успешный опыт ребенка, выразите радость, восхищение,
уважение. И не жалейте объятий.
Большинство школьников плохо чувствуют время и не умеют его
планировать. Помогите ребенку составить план на каждый день, а вечером
подробно его проговорить и мысленно прокрутить «видеофильм» завтрашнего
дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами были часы и таймер, который
фиксировал бы окончание запланированного периода. Полезно разбить работу
на отрезки по 15-20 минут (в трудных случаях – до 7-10 минут), между ними
делать пятиминутный перерыв, в который можно заниматься чем угодно.
Без внешних стимулов и санкций, согласованных с ребенком, не
обойтись. Например, один пятиклассник договорился с родителями о том,
что ему через 45 дней купят аквариум с рыбками, о которых он давно мечтал.
Договор составили письменно, а невыполнение его условий отдаляло
исполнение мечты еще на один день. Рвение к учебе волшебным образом
выросло.
Очень важна организация рабочего места. Все необходимое должно
быть в зоне доступности руки, в то время как мобильный телефон и другие
гаджеты – вне рабочей зоны. Экспериментально доказано: если смартфон
находится в зоне досягаемости, пусть даже в выключенном состоянии, ребенок
намного хуже решает математические задачи по сравнению с ситуацией, когда
смартфон лежит в другой комнате.
Рекомендации родителям детей на дистанционном обучении
Эксперты факультетов юридической психологии и психологии образования
Московского государственного психолого-педагогического университета также
подготовили памятку для родителей, чьи дети переходят на дистанционное
обучение. Представляем ее вашему вниманию.
● В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка
привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время
начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие
изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки
адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему
напряжению и стрессу.
● Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить
спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему.
Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния
взрослых. Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется
некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это
нормальный процесс.
● Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы
детей о вирусе и т.д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения
ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из
интернет-сетей!
● Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от
школы по организации дистанционного обучения детей.
Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую вы
получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе
также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее
время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и
педагогам в дистанционном обучении. Многие родители уже используют
эти платформы, поскольку они содержательно связаны с
образовательными программами.
● Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность
дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них
вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы,
поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную,
познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить
мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей.
● Во время нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с
близким социальным окружением (посредством телефона,
мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый
информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того
чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один
новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например,
утром — после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в
покое — и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет
снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не
центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах,
вызывающих тревогу.
● Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных
сетей переполненных «информационным шумом», а иногда и
дезинформацией. Выберите сами один мессенджер и попробуйте
перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения
чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить
туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на
бесшумный режим и лишь при необходимости заходить в него.
● Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не
надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым
дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что
пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых
навыков, получения знаний, для новых интересных дел.
● Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом,
друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи
проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.)
и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать
вести собственные видеоблоги на интересующую тему.
Материалы для статьи подобраны педагогом-психологом Хотько А.А.