Коррекция поведения гиперактивного ребенка

30.11.2018

Данная программа рассчитана на помощь родителям детей с СДВГ и предлагает ряд последовательных этапов. Каждый этап содержит важный материал для усвоения и практического применения. На каждом этапе необходимо останавливаться столько времени, сколько нужно для получения положительных результатов вам и вашему ребенку (примерно 2 недели) и только потом, переходить к следующему этапу. На каждом последующем этапе необходимо применять навыки, полученные на предыдущем этапе. Для достижения желаемых результатов важно обязательно выполнять предложенные задания, записывать свои действия, а также замечать ваши собственные успехи и успехи ребенка. Постепенно вы станете обнаруживать перемены в вашей ситуации с ребенком, даже если вначале она казалась безнадежной.

III ЭТАП «ЕСЛИ ПОХВАЛЫ НЕДОСТАТОЧНО, ПРЕДЛОЖИТЕ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ»

Возможно, без присмотра Ваш ребенок все равно ведет себя не слишком хорошо, но изменения, внесенные вами в собственное поведение, возможно, оказали заметное влияние на существующие между вами проблемы.

Для того, чтобы научить ребенка «хорошим» манерам и приемлемому поведению, в семье необходимо разработать систему поощрений.

Все поощрения, которые обычно используют в работе с гиперактивными детьми, можно разделить на две группы: одномоментные и кумулятивные.

К одномоментным поощрениям относятся те, которые не связаны друг с другом. Они могут быть использованы один или несколько раз, но без определенной системы. Одномоментные поощрения, в свою очередь, можно разделить на весомые и легкие. Весомые – это такие, как, например, любимые продукты питания, особые привилегии и т.д. К легким относятся похвала, одобрение и т.д.

Кумулятивные – это те, которые действуют на протяжении длительного периода времени. Их использование подчиняется накопительному принципу: например, ребенок каждый раз получает жетон за хорошее поведение.

На этом этапе вам предстоит создать систему жетонов, при помощи которой ваш ребенок каждый раз, когда он выполнит ваше поручение, будет зарабатывать фишки или очки, которые впоследствии можно будет обменять на ценные для него награды или привилегии.

Данная система поощрений ускорит прогресс вашего ребенка, позволит постоянно направлять его поведение в нормальное русло и поможет добиться устойчивости изменений – они сохранятся, даже когда вы завершите программу.

Детей до 7 лет награждайте за послушание фишками (или какими-то другими мелкими жетонами); для детей от 8 до 12 лет подойдет запись очков. В обоих случаях система проста и удобна для применения в течение дня. Придерживайтесь этапов, описанных в следующем разделе.

Домашняя программа начисления фишек для детей до 7 лет

  1. Возьмите набор разноцветных фишек. Каждому цвету фишки может соответствовать определенное количество баллов, например: белая = 1, синяя = 5, а красная = 10. В этом случае прикрепите по одной фишке каждого цвета к карточке и обозначьте достоинство каждого цвета – это послужит ребенку памяткой.
  2. Выберите подходящий момент и спокойно объясните ребенку систему. Чтобы выдержать позитивную тональность, скажите ему, что, на ваш взгляд, его мало вознаграждали за все хорошее, что он делал дома. И вы, желая это исправить, приступаете к начислению фишек за хорошее поведение, чтобы ребенок сам зарабатывал награды и привилегии, какие пожелает. Дайте ясно понять, что разрабатываете четкий план, чтобы вы вдвоем всегда знали, чего ожидать друг от друга. Скажите ребенку, что ему разрешается помочь в составлении списка возможных наград.
  3. Покажите ребенку фишки и объясните, что они будут «деньгами», которые зарабатываются тем или иным трудом, и что за разные поручения он будет зарабатывать разное количество фишек: чем труднее и продолжительнее работа, тем больше фишек. Скажите прямо, что ребенок заработает фишки, если примется за дело сразу же, как только ему велят, но получит их только по завершении работы. Вы можете сказать так: «Если мне придется дважды просить тебя убрать постель, то тебе все равно придется это сделать, но фишек ты уже не получишь». Или: «Я просила тебя убрать постель, и это здорово, что ты сразу же пошел убирать, но ты не закончил, а потому на этот раз фишек не будет».
  4. Сообща выберите «банк» для хранения фишек: кофейную банку, детскую копилку, коробку из-под обуви или любую другую емкость. Пусть ребенок поможет с его названием. Потом получите удовольствие, украшая его.
  5. Теперь составьте список привилегий: спросите у ребенка, что он хочет заработать за примерное поведение. Большинство детей начнет с чего-нибудь крупного вроде любимой экскурсии или какого-нибудь мероприятия, которое, как им известно, устраивается не слишком часто из-за дороговизны или организационных трудностей. Продолжайте составлять список и учтите в нем эти пожелания, но не забудьте добавить и обычные привилегии. Задайтесь целью указать 10-15 привилегий, из которых треть займет мало времени, треть — средние и еще треть — будут продолжительными. Например: *пять краткосрочных привилегий: просмотр телевизора, видеоигры, роликовые коньки, велосипед, игра с друзьями после школы; *пять привилегий, рассчитанных на средний срок: право лечь спать позднее, просмотр за раз целой телепередачи, ночевка в гостях у товарища, выбор меню для семейного обеда; *пять долгосрочных привилегий: поход в кафе, праздник с друзьями, поход в парк развлечений, покупка одежды с символикой любимой команды.
  6. Составьте список заданий, за которые начисляются фишки. Это могут быть повседневные личные дела и обязанности: чистка зубов и одевание, работа по хозяйству – сервировка стола и вынос мусора, обязанности – приготовление уроков и кормление собаки, а также социальное поведение – ребенок, например, перестает задевать сестру или начинает делиться игрушками с друзьями, приходящими в гости.

Несколько важных рекомендаций:

— ребенок должен участвовать в составлении этого списка, но последнее слово остается за вами;

— если вы хотите перечислить вещи, которых делать нельзя, предусмотрите период, на протяжении которого ребенок будет воздерживаться от этих действий, чтобы заработать очки, например, воздержание от пререканий со взрослыми в период от завтрака до обеда.

— обязательно скажите ребенку, что иногда, но не всегда будете премировать его дополнительными фишками, если он особенно быстро или хорошо справится с порученным делом.

  1. Распишите количество фишек, положенное за выполнение каждого

задания. Для детей помладше (4-5 лет) назначьте по 1-3 фишки за каждое дело; может быть, 5 – за особенно трудное: например, если ребенок уберет все игрушки в гостиной или детской. Дети 6-7 лет могут зарабатывать от 1 до 10 очков за каждое задание, в зависимости от уровня сложности.

  1. Теперь определитесь, сколько фишек придется «платить» ребенку за каждую привилегию. Этим вы занимаетесь в одиночку. Начните с того, что в общих чертах представьте, сколько фишек заработает ребенок за обычный день. Желательно делать так, чтобы около двух третей фишек, заработанных за день, были потрачены на привилегии того же дня. При этом ребенок будет экономить оставшуюся треть на долгосрочные привилегии. Не беспокойтесь об особенной точности в этом вопросе. Просто когда будете увеличивать награду, выдавайте побольше фишек, чем на обычные привилегии, и постарайтесь быть справедливыми.

Обратите внимание, что на обычные ежедневные удовольствия ребенку нужно 20 фишек. Если у вас возникнут сомнения, то пусть, ради справедливости, привилегии будут дешевыми. Речь идет о том, что если вы не уверены в цене, то ошибайтесь в сторону ее понижения, чтобы она казалась разумной ребенку. Это легче, чем может показаться на первый взгляд. Когда вы увидите, сколько ребенок в состоянии заработать за день, у вас появится представление о справедливых расценках. Если, например, ребенок зарабатывает 30 фишек в день, а мы хотим, чтобы 20 из них он расходовал на обыденные привилегии, то должны ли полчаса ТВ стоить 20 фишек? Конечно, нет. Но они не должны стоить и 1 фишку, потому что ребенок в таком случае будет смотреть телевизор в течение 10 часов! Родители обычно назначают около 3 фишек за полчаса ТВКроме того, мы хотим, чтобы некоторые вещи дети делали ради их собственного блага, например, играли на улице в хорошую погоду, и в то же время назначаем за такую привилегию всего лишь 1 или 2 фишки — так не пойдет.

Пусть первая неделя станет «испытательной», что позволит вам оценить, разумно ли вы начислили фишки, и после того, когда программа себя исчерпает, необходимо будет вносить коррективы. На первой неделе, возможно, придется что-то скорректировать, но большинству семей не составляет большого труда разработать справедливую шкалу поощрений и привилегий. Не забывайте и о том, что ваш ребенок обладает правом голоса в ходе вносящихся коррективов, так что его мнение может оказывать некоторое влияние на программу.

  1. Напоминайте ребенку, как зарабатывать фишки: за выполнение дела по вашему первому обращению; в качестве премии за добросовестность, а также за хорошее поведение в других отношениях, которые вы с ребенком не занесли в список: например, за то, что он не надоедает вам, когда вы работаете, или не перебивает вас во время телефонного разговора.

Право или привилегия?

Разговоры о наградах и привилегиях, естественно, привлекают детей, привыкших к препирательствам, наказаниям и штрафам. Несмотря на этот энтузиазм, процесс имеет свои подводные камни. Вот несколько предостережений, которые следует помнить.

Убедитесь, что вы включили привилегии различного достоинства. Детям не составляет никакого труда пополнить список самыми смелыми мечтами. Вам, может быть, придется иметь дело с привилегиями, которые уравновесят поездки в парк развлечений и покупки дорогих игрушек такими мелкими удовольствиями, как просмотр ТВ, право выбора короткой совместной игры с мамой или папой (или с обоими) или приглашение в гости товарища после уроков. На то есть две причины: 1) вам нужно, чтобы ребенок зарабатывал привилегии ежедневно и был, таким образом, более мотивированным к хорошему поведению; 2)вам нужно, чтобы что-то постоянно напоминало ребенку о достигнутых успехах.

! Чтобы система была справедливой, тщательно разграничьте права и привилегии. С ребенка нельзя брать плату за такие необходимые вещи, как еда, проживание, одежда или ласка, – перечисленное является фундаментальным правом ребенка.

! Будьте креативны. Если ваш список чересчур однообразен, ребенок быстро потеряет интерес к зарабатыванию привилегий. Не ограничивайте список лишь тем, что уже нравится ребенку; используйте ваше воображение для поиска новых возможностей.

! Учитывайте частоту, с которой ребенок может выбирать ту или иную награду, и при необходимости вводите временные ограничения. В одной семье в список привилегий попало право выбирать меню для ужина, но после недели, проведенной на макаронах с сыром, пицце и хот-догах, родители решили ограничить эту возможность одним днем в неделю!

Убедившись, что программа понятна ребенку, скажите, что начнете жить по этому плану со следующего дня. При этом важнее всего помнить, что на первой неделе раздавать фишки придется с особой щедростью. Программа потерпит фиаско, если ребенок не сможет легко заработать фишки и, следовательно, привилегии. Нет фишек – нет наград – нет стимула к хорошему поведению!

Домашняя система очков для детей от 8 до 12 лет

Данная система жетонов предназначена для детей 8-12 лет. Она немного сложнее, предусматривает большую нагрузку и, соответственно, большее количество зарабатываемых очков, более широкий диапазон наград. Так как вы пользуетесь записной книжкой, данный вариант становится особенно гибким, и многие родители находят его удобным в работе со школьниками 3-7-х классов. Организуйте программу следующим образом:

  1. Купите обыкновенную записную книжку и напишите на ней, что это книжка для записи очков, набранных ребенком дома. Опять же, чтобы придать делу дополнительную значимость, вы можете украсить ее вместе с ребенком, или он сделает это сам. Начертите пять колонок, как в обычной чековой книжке: дата, статья, приход, расход, баланс. Объясните ребенку, что всякий раз, когда он заработает награду за послушание, вы отметите дату, кратко опишете работу или поведение в графе «статья», занесете количество заработанных очков в графу «приход», а потом заново подведете баланс. Когда ребенок будет расходовать очки, чтобы получить награду или привилегию, вы занесете количество потраченных очков в графу «расход» и вычтете его, чтобы получился новый баланс в последней графе. Скажите ребенку, что записи ведете только вы; ему этого делать нельзя.
  2. Совместно с ребенком составьте такой же список наград и привилегий, как для программы с фишками. Понятно, что этот список определяется особенностями возраста ребенка.
  3. Теперь составьте такой же перечень дел, как для программы с фишками. Поскольку ребенок постарше уже в большем может помогать вам по дому, какие-нибудь задания наверняка окажутся более сложными и длительными.
  4. Теперь распишите количество очков, полагающихся за ту или иную работу или поведение. Поскольку планируемые дела наверняка будут труднее, чем те, что поручаются детям помладше, начисляйте за них больше очков. Можно начислять от 5 до 25 очков за обыденные дела и до 200 — за самые трудные. Вы можете начать с начисления 15 очков за каждые 15 минут работы независимо от того, о чем идет речь, – о работе по дому или уроках. Что касается поведения, от которого вы хотите отучить ребенка, то здесь вам следует начислять меньшее количество очков за отдельно взятый период: например, по 5 очков за 15 минут, на протяжении которых плохое поведение не проявляется. Однако это зависит от того, сколько усилий потребуется конкретному ребенку на сопротивление собственным негативным порывам. Чем труднее, на ваш взгляд, контролировать импульсы, тем больше очков начисляется за успех.
  5. Как объяснялось в программе для фишек, посчитайте, сколько очков за день будет «зарабатывать» ребенок, чтобы установить стоимость каждой отдельной привилегии. При этом необходимо снова сделать так, чтобы ребенок экономил около трети заработанных за день очков ради более серьезных будущих вознаграждений.

Приведите план в действие так же, как сделали бы это с программой для фишек.

«Надо» и «нельзя»

  • Нельзя сопровождать знакомство ребенка с программой комментариями, что из-за его постоянного плохого поведения вы лишаете его всех привилегий и ему придется зарабатывать их заново.
  • Нельзя наказывать ребенка за плохое поведение вычетом фишек или очков. На данной стадии эта программа предназначена только для побуждения ребенка к хорошему поведению.
  • Нельзя«экономить» фишки в течение первой недели: вознаграждайте ребенка даже за малейшее хорошее поведение.
  • Важно гарантировать участие в программе обоих родителей.
  • Нельзя давать фишки (начислять очки), если вам, приходится повторять просьбу.
  • Нельзя давать фишки (начислять очки), пока ребенок не завершит начатое дело.
  • Нельзя «тянуть» с наградой: выдавайте ему фишки (начисляйте очки) сразу же после выполнения задания.
  • Важно подкреплять награду похвалой: выдавая фишки или очки, улыбайтесь!
  • Важно уточнять, за что именно заработал ребенок фишки (очки), даже если задание уже присутствует в вашем списке: конкретизируйте, что вам понравилось в его работе.

Обеспечение эффективности: рационализаторские предложения от родителей

Для усовершенствования системы попробуйте использовать перечисленные ниже идеи, проверенные на практике.

Дети, еще не умеющие читать, получат больший стимул зарабатывать фишки, если вы изготовите отдельные таблицы для наград и призов, изображая дела и награды в картинках. Картинки можно вырезать из журналов.

Для детей помладше замените очки фишками и используйте только картинки (картинка с изображением зубной щетки означает чистку зубов, с изображением зубной пасты — необходимость убрать зубную пасту и т. д.).

Поддерживайте стремление детей к долгосрочным целям, развешивая в разных местах картинки, напоминающие о крупных наградах с обозначением их стоимости в очках или фишках. Мотивирующей наградой могут быть деньги, особенно для детей более старшего возраста, однако не забывайте о лимите на количество фишек или очков в неделю, которые можно обменять на деньги, чтобы последние не стали единственной целью ребенка. Выдавайте заработанные деньги еженедельно в качестве средств на карманные расходы.

Детям 4-7 лет нужно разрешить брать фишки из банка и передавать вам для обмена на призы. Выполнение этого физического действия превращается в ритуал, который лишь подкрепляет стимул.

Храните незаработанные фишки вне досягаемости вашего непослушного ребенка. Некоторые дети не в силах устоять перед соблазном внести в свой банк несанкционированный «вклад».

Джос Ю.С. Депутат И.С. Иорданова Ю.А.

Коррекция поведения гиперактивного ребенка: Методические рекомендации

Архангельск: Поморский университет, 2010.

поделиться в: