Депрессия у детей

06.06.2022

Депрессия встречается у детей разного возраста и категории. Развод родителей, смерть близкого человека, конфликты, непонимание и непринятие, ощущение внутреннего одиночества, потеря смысла жизни –  часть причин возникновения расстройства настроения.

Депрессии у детей и взрослых отличаются. У взрослых она имеет четкие "критерии": ощущение тоски и печали, сниженное настроение, сниженный аппетит, нарушенный сон, мрачное видение будущего, сниженная способность к сосредоточению и вниманию, идеи виновности и уничижения, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил, идеи или действия по самоповреждению или суициду.

Детская депрессия многогранна. Ребенок не может подробно и понятно описать свои эмоции. Депрессивное состояние проявляется в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия не соответствует основным характерным признакам заболевания.

Стоит обратить особое внимание, что депрессия у детей сопряжена с жалобами на плохое физическое самочувствие:

  • тошнота;
  • боли различного происхождения;
  • упадок сил, вялость ("нет сил", "еле дошла");
  • нарушение сна (малыш плохо засыпает, часто просыпается, его мучают ночные кошмары и т.д.);
  • учащенное сердцебиение;
  • головные боли и головокружение;
  • нарушение аппетита.

Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.

Пример: семья ходила на прием к гастроэнтерологу с жалобами у ребенка на тошноту, рвоту, отсутствие аппетита. Объективная диагностика не указала на отклонения в анализах. Ребенок был перенаправлен к психотерапевту. Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда в семье появился второй ребенок, и внимания к первому стало значительно меньше. Мальчик стал раздражительным, плаксивым, в течение дня сохранялась рвота и тошнота. Продолжалось более месяца.

В некоторых случаях депрессия проявляется одной, но постоянной жалобой, например, болит голова, в других – целым "букетом". Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.

У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру. Страхи также отличаются своим разнообразием:

  1. смерть близких, особенно матери;
  2. одиночества;
  3. темноты;
  4. за свое здоровье, жизнь;
  5. все вокруг несет угрозу и опасность (беспредметный страх).

Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).

При депрессии возможны поведенческие изменения: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование врачей разного профиля: педиатр, невролог, психиатр. До 4-х летнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска. В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра.Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов.Врачи профильных направлений (гастроэнтеролог, дерматолог, хирург) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога.Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГМРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра.Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог.Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала.         

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Психотерапия.Ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейная психотерапия. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители учатся помогать ребенку, преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

Информацию подготовил

врач-психиатр-нарколог

ГУО «Брестский ОЦКРОиР»

Будник Т.П.